Работа у активно трудящегося населения занимает около 30% жизненного времени или 50% времени, когда мы бодрствуем. А если Вы долго добираетесь до работы или регулярно перерабатываете, то о соотношениях и процентах лучше вообще не писать. Таким образом, выбор компании, в которой Вам предстоит в ближайшее время проводить, как минимум, половину всего своего времени- процесс, мягко сказать, достаточно важный.
Несмотря на доводы, приведенные выше, до сих пор огромное число соискателей принимают решение о найме, основываясь лишь на той информации, которая была озвучена на собеседовании. Сказанного и рассказанного HR-ом или руководителем часто бывает достаточно только потому, что мы, прежде всего, принимаем в расчет «гигиенические» или формальные факторы (график, место, зарплата, функционал) в момент старта работы, игнорируя при этом факторы более глобальные и долгосрочные (речь о которых пойдет ниже).
С другой стороны, бывают ситуации, когда выбрать попросту и не из чего. Вакансия всего 1, работа нужна «позарез» и тут уже не до глубокого анализа. Однако, и здесь Вам лучше все-таки детально проанализировать и вакансию, и саму компанию. Зачем?! А затем, что кандидат, который ознакомился со всей доступной информацией ПЕРЕД собеседованием, имеет значительное преимущество, как с точки зрения ответа на вопросы HR, так и с точки зрения восприятия рассказанного.
Итак, вот несколько моментов, которые можно узнать о будущей работе заранее:
1. Принцип работы бизнеса. Если компания коммерческая, то она должна зарабатывать деньги. Было бы неплохо понять, как и за счет кого или чего компания это делает. Процесс зарабатывания денег не должен идти в разрез с Вашими жизненными установками или принципами. Например, всегда странно узнавать от сотрудника об увольнении из Банка по причине неготовности предлагать и продавать каждому клиенту услугу страхования (тогда как это является одной из основных статей дохода любого розничного Банка).
2. Финансовое состояние. Если компания публичная, то эта инфо всегда есть на сайте. Если частная и при этом крупная- аналогично. Перед встречей хорошо знать основные экономические показатели за последние годы, чтобы понимать общую картину и перспективы или задачи.
3. Продукты и услуги. Если фирма что-то продает или оказывает, потрудитесь точно знать, что именно. Часто компании хотят видеть в кандидатах или в своих сотрудниках приверженцев бренду или товару. Если вы не разделяете к ним любви, но все-таки устроились на работу — это может помешать Вам в дальнейшем.
4. Клиенты. Узнайте, кто является потребителем товаров или услуг, а главное почему. Поймите, готовы ли Вы с этой категорией взаимодействовать. Не нужно удивляться тому, что большинство клиентов настроено негативно, если Вы идете работать в отдел по работе со страховыми случаями или заниматься взысканием задолженности.
5. Конкуренты. Если таковые у фирмы есть- Вас о них обязательно спросят. Кроме того, почему бы не проверить на предмет наличия у конкурентов аналогичных вакансий? А что, если условия там лучше?)
6. Цели, миссия, корпоративная культура. Для тех, кто во всё это верит- важно, чтобы соответствовало Вашим установкам. Для тех, кто нет- всё равно нужно знать, чтобы бы влюбить в себя HR.
7. Резюме или профили бывших и действующих сотрудников на работных сайтах (HH, SJ, LinkedIn и т.д.). Хотите узнать с кем примерно придётся работать? Наличие какого опыта, знаний или компетенций приблизит Вас к желаемой должности? Зайдите на указанные сайты и посмотрите портфолио указанных выше людей.
8. А как же отзывы о работе?! Не случайно поставил этот фактор на последнее место. Считаю это наименее полезным по 2-м причинам. Во-первых, на рынке РФ пока почти нет таких сервисов или схем, когда отзывы работников проверяются и соотносятся с комментариями работодателя. Что-то похожее на то, как это должно быть, есть только в служебном рейтинге на сайте banki.ru. Во-вторых, наша природа такова, что мы с большей долей вероятности напишем отзыв при негативном сценарии, чем при позитивном. Вы много раз писали в книгу «отзывов и предложений», когда Вам что-то понравилось?..)
Удачи!