С августа 1941 года, был сформирован 107 танковый батальон, укомплектованный машинами БТ пятой и седьмой модели. Задачей 107-го была защита Ленинградского направления от немецких войск. Однако наиболее серьёзное сопротивление оказали только в сентябре и октябре, когда в части появились несколько танков КВ-1 и Т-34. Но к февралю 1942 года, танков в батальоне почти не было… Приходилось искать машины самим, причём не свои, а вражеские.
События октября 1941 года.
С 18 октября 1941 года, 107 танковый батальон нуждался в переправе через Ниву. В первые дни удалось переправить несколько плотов с танками БТ и Т-26, но значительная часть машин пошла ко дну из-за обстрелов вражеской артиллерии и пулемётчиков.
Тем временем, на другой стороне боролись около 10 БТ, несколько Т-34 и КВ-1, сдерживая войска вермахта. Благодаря выигранному времени, удалось создать плацдарм, который в течение месяца не пропускал ни единой фашистской души.
В конце октября была предпринята очередная попытка переправить бронетехнику и солдат, но в результате этого, потеряли 6 машин сери БТ, 2 Т-26 и сожжены один КВ и «тридцать четвёрка».
Враг перешёл Ниву и продолжил наступление, пусть и с задержками из-за проблем с переправой своей техники.
Когда танки кончались…
К февралю 1942 года, 107 батальон потерял почти все танки. Многие были уничтожены, часть подлежали восстановлению, но на это требовалось время. Командир части отдал приказ танкистам и механикам – «найти уцелевшие немецкие танки и восстановить!». К выполнению приказа приступили немедля…
История одной группы…
Была собрана группа из пяти человек: техника Ивана Погарелова, сержанта Николая Барышева, водителей Скачкова и Белява, и наводчицы Кристины.
Команда приступила к поискам и обнаружила пару уничтоженных танков Panzer III. Машины были в крайне плачевном состоянии, но механики не теряли возможности изучить немецкие танки, в дальнейшем забрав инвентари с шанцевым инструментом.
Но на этом день не кончался! Спустя малый промежуток времени, группа нашла третий танк. Проблема была в том, что он находился в нейтральной зоне, что осложняло задачу.
Однако танки были просто необходимы и короткими перебежками, под вражеским огнём, советские смельчаки добрались до машины.
Panzer III был развёрнут бортом к поисковикам, а на сером борту, виднелся белый номер 121. Вокруг «панцера» лежали бывшие члены экипажа, которые озадачили Скачкова, но отступать было глупо…
Внутри машины, как оказалось, разорвалась граната, нанеся незначительные повреждения. Т-3 быстро восстановили, но для запуска двигателя нужен был ключ. Его импровизированная версия была сделана из простой проволоки и спустя какую-то минуту, машина завелась, причём на разогрев не было потрачено ни единой секунды…
Как столько противник увидал дым от стоящего танка, была предпринята попытка обстрела, но не успешная. Советский экипаж начал отстреливаться, заставив врага «замолчать», а сам, скрылся в лесных зарослях.
Машину быстро изучили, кровь убрали, салон вычистили, а со временем принесли снаряды.
Итог.
До конца марта удалось собрать целую роту из немецких «троек». Машины были перемаркированы, а каждая из них обзавелась действительно опытным экипажем. В дополнение, удалось восстановить несколько Т-34 и КВ.
Танки вступили в бой, а как только наладилось снабжение союзной техникой, Panzer III перешли в разряд командирских машин из-за высокого качества оптики, комфорта и неплохой, как для немецких танков, надёжности. Машины прослужили вплоть до 1943-го, пока не появились новые танки…
Модель танка Panzer kpwf III Ausf L трофейный.
Взято с сайта: DishModels.ru