Новое время (которое традиционно «отсчитывается» с эпохи Просвещения или Великой французской революции) породило одну прелюбопытнейшую штуку: идеологические массовые движения, которые на словах декларировали свой полный разрыв с традиционными религиями или просто отказ от их «ремесла». При этом, на деле они ничем принципиально от «классических» религий не отличались (и не отличаются – почти все отлично дожили до наших с вами дней).
Напомним признаки религии:
- вера (то есть иррациональная убежденность) в что-то высшее по отношению к человеку с чем можно установить связь и оно будет направлять действия всей группы верующих
- собственные священные писания и комментарии к ним
- собственная система ритуалов и обрядов
- собственные жрецы, священники, шаманы – «служители культа»
А теперь посмотрим на какую-нибудь привычную нам всем идеологию, которая упорно отрицает, что она такова. Ближе всего ко всем, кто вырос в СССР – конечно, «марксизм-ленинизм», коммунизм советского разлива. Или, проще – социалистическая идеология.
Вера в нечто высшее присутствует. Только оно называется не Богом. Любой социалист искренне убежден в неумолимом прогрессе, ведущем в царство справедливости.
Отличный пример того, как «все становится лучше и лучше» - еще в школе всем забиваемая в мозги социалистическая версия мировой истории – с общественно-экономическими формациями, вечной борьбой классов и подобным.
Священные писания – в наличии. Основной признак священного писания – в нем, в принципе, есть ответы на любой вопрос. Но, поскольку для большинства этот ответ неочевиден – нужны комментаторы и их комментарии. Священное писание социалистов – работы Маркса (а в СССР и в некоторых современных группах – Ленин и Сталин). Любой труд последователей, где объясняется, как правильно приложить тот или иной пассаж из Писания к современности – аналог иудейского Талмуда или христианского Предания.
Священники (или знающие комментаторы, как в исламе) – легко обнаруживаются в большом количестве. Только называются они партийными идеологами или знатными большевиками.
Равно и обряды на виду. 1 мая, 7 ноября – а уж как важен День Победы, 9 мая… это ни в сказке сказать…
Кот спрашивает: но вроде как 9 мая не коммунистический праздник?
Ну, во-первых, есть не только коммунисты, но и почитатели культа Великой Победы. У них немного иная вера, Маркс для них не столь важен, в отличие от воспоминаний маршалов и генералов. Во-вторых, процесс битвы за то, кто имеет больше прав на проведение своих обрядов в этот день (в виде, например, разборок о том, стоит ли закрывать Мавзолей Ленина трибуной или нет) – хорошо наблюдаема. В-третьих.. но здесь нужно немного про обряд. А этому правильней посвятить отдельный пост, тема важная.
Что мы в следующий раз, наверное, и сделаем.
Кот спрашивает: тогда получается, что…ммм…"красный террор", который развязали большевики – это просто гонения на представителей иной религии?
Именно. Процесс перехода от одной государственной веры к другой (в тех государствах, где она действительно навязывалась сверху) всегда проходил примерно одинаково. Разница была количественная, в числе жертв, например. И в длительности перехода. Но не качественная.
Кот спрашивает: то есть, примерно, как при крещении Руси князем Владимиром?
Не совсем. Когда устоявшаяся религия с мощной поддержкой сталкивалась с влиянием раздробленного (по сути своей или из-за дрязг между жрецами) язычества происходило немного не так. Пришельцы силой заставляли принимать их веру и радовались, что победили. Поскольку, в картине мира язычников, богов много и они присутствуют в очень разных видах, жестко сопротивлялись (и, соответственно жестко наказывались) только самые упоротые адепты. В основном движимые не религиозным, а национальным духом протеста. Для язычников Руси христианство было, с одной стороны, просто иными именами знакомых богов и их иной иерархией (все боги оказались «понижены в статусе» и перешли в разряд демонов или святых, как бывший бог скота Велес). А с другой – придумками мерзких ромеев, которые таким образом хотели поработить Русь. Так что, для тех, кто против такого порабощения ничего не имел – а их было большинство – просто произошла смена официальных названий. А суть осталась прежней. Вся наполненность российского (и не только) христианства магизмом и деревенскими верованиями – отсюда.
А вот, когда тот же Владимир, за три года до того, старался унифицировать государственную религию (не по соображениям веры, а только по политическим мотивам) – да, примерно такой же процесс и происходил. Но это – не единственный пример. Мы с этим еще не раз столкнемся…