Найти тему
Кот-религиовед

Вера, религия и церковь – разделяем понятия

Оглавление

С верой и религией мы уже немного разобрались в прошлый раз. Если кратко повторить: вера – это ничем не подкрепленное убеждение в существовании чего-то. В нашем случае – в существовании каких-то великих сил, управляющих миром и правил, по которым в этом мире лучше и правильней жить.

Религия – это способ организации жизни верующих. Причем такой, чтобы они имели уверенность в том, что с этими силами они поддерживают постоянную связь

И, кстати – эта связь позволяет регулярно отменять правила, которые диктуются верой. То есть, конечно, христианский Бог против убийства – но, если что – может и разрешить. Не Сам, конечно, а через «служителей культа» (уж, пардон за это убогое определение из советского пропагандистского лексикона). Кто, как не они – прошедшие специальную подготовку – могут отыскать оправдание практически любому действию, которое вообще-то обычно признается грехом?

Популярное у российских православных определение: «нет, конечно, мы готовы убивать – но не своих личных врагов, их-то мы прощаем, конечно, а врагов нашей правой веры и вообще Бога. С ними сражаться и их смерти подвергать – дело благое» - оно именно про это…

Религия обязательно имеет:

- собственно, предметы веры

- обрядовую составляющую (службы, жертвоприношения, какие-то коллективные действия)

- набор каких-то закрепленных норм, которым обязаны следовать все, принадлежащие к религии (в случае веры – это личное дело каждого; религии следят за этим – более или менее пристально)

- священные писания (и, как правило, тексты комментариев к ним и описание жизни великих подвижников – предания)

Больше всего не повезло церкви. Так сложилось, что в русском языке, на котором мы с вами пишем и думаем, это слово обозначает сразу три вещи:

- общину верующих в Христа («мистическое тело Христово» для православных – словосочетания типа «мусульманская церковь» это чушь)

- административный аппарат, этой общиной управляющий. Для достаточно большого количества людей – штука незаменимая.

- и здание, в котором эта община собирается.

Из-за схожести слов возникает множество замечательных возможностей гнобить человека, если он, например, не согласен с чем-то, что делает руководство административного аппарата. Ты – веруешь? Веруешь. Значит, ты член мистического тела Христова, так? А оно и есть Церковь. Да-да, наша Российская Православная – именно она.

Кот спрашивает: а все остальные?

Нет, все остальные – еретики проклятые. И не члены мистического тела. Но ты-то, я надеюсь, не еретик, правильно? А раз так – ну-ка, закрой хлебало и не смей подвергать критике ту Церковь, членом которой ты являешься! Что? Ты не её критиковал? А кого-то из начальников? Так это ж одно и то же. Слово-то одно!

Отдельно надо заметить о разнице между разными религиями и подразделениями внутри одной. Вот, например, католики, православные и протестанты (а это – только малая часть из христианских церквей). Они все представляют одну религию, но разные церкви? Скорее одну веру, но разные религии. Перечитайте список имеющегося в религиях - и поймете.

Кот спрашивает: а вот, например, мусульмане. Сунниты, шииты, вакхабиты – это как?

А у них не имеет смысла вопрос о разных церквях, потому что мусульманская умма, община – это никак не аналог привычной нам христианской церкви. Но религии, да, разные.

-2

А в целом – иногда черт (шайтан, ракшас, дев, etc.) ногу сломит в этих вопросах. Нет, понятно, что разница есть – но она на уровне религии или церкви?

А какая, спросим мы, разница? Если понятно, что иногда из-за различий люди режут друг друга – так ли уж важны термины?

Тем более, что принятых всеми – не существует? )))