Повестка саммита лидеров России и Германии наверняка будет насыщенной
К предстоящей встрече лидеров России и Германии Владимира Путина и Ангелы Меркель, которая намечена на 18 августа, в мире, в региональной повестке да и в двусторонних отношениях накопилось немало тем для обсуждения. И ни одна из них не сулит, с одной стороны, простых переговоров, но с другой — по каждому из аспектов: Украина, Сирия или газопровод «Северный поток-2» — можно ожидать реального прогресса.
О том, какие силы мешают сближению Москвы и Берлина и как выжить под ударами американской «дубинки», в интервью «Парламентской газете» рассказал политолог Александр Рар.
- Александр Глебович, чего можно ждать от предстоящих переговоров?
- Разумеется, ожидания, как это чаще всего бывает, самые продуктивные. Правда, совсем недавно мы были свидетелями того, насколько хорошо прошла личная встреча Владимира Путина с Дональдом Трампом в Хельсинки. А потом американский конгресс взялся за то, чтобы испортить её результаты.
Со своей стороны скажу, что в Германии подобный сценарий маловероятен — там таких сил, которые попытаются противодействовать сближению двух стран, на высшем уровне всё-таки нет. Очевидно, что порцию критики и негатива отпустит пресса или отдельные политики. Но шанс на то, что Берлин и Москва по итогам этой встречи приступят к совместной работе по конкретным направлениям, есть. Тем более что по ряду проблем промедление недопустимо.
- Наверное, одной из таких тем является Сирия?
- Да, не исключаю, что сотрудничество именно в этом направлении может стать самым ярким примером конструктивного взаимодействия. Нужно иметь в виду, что в рамках российско-американского саммита достигнута договорённость о начале в Сирии общегуманитарного сотрудничества. В частности, речь идёт о возвращении в страну мигрантов, восстановлении разрушенных городов, инфраструктуры. Чем не пример для объединения усилий?
Европа могла бы не только финансово, но и технологически поучаствовать в восстановлении Сирии.
И важно понимать, что в этих вопросах Европа могла бы не только финансово, но и технологически поучаствовать. И тут лидерам Германии и России будет что обсудить. Кстати, тема беженцев крайне важна для Берлина, которому выгодно возвращение обратно на родину сирийских мигрантов. При некотором стечении обстоятельств не исключаю, что на предстоящих германо-российских переговорах по этим вопросам может случиться прорыв.
- Очевидно, что одной из тем станет ситуация на юго-востоке Украины. Можно ли ожидать подвижек в этом вопросе?
- Процесс там критически необходимо сдвигать с мёртвой точки. Требуется наконец решить с украинской стороны вопрос с предоставлением Донбассу соответствующей степени автономии. После этого резонно ожидать, что Москва не станет препятствовать сохранению региона в составе Украины. Об этом, напомню, говорится в Минских соглашениях.
В целях решения этого вопроса важно продолжать диалог, пытаться искать компромиссные схемы, может быть, рассмотреть возможность референдума на территории Донбасса, который обсуждался на российско-американских переговорах. После этого появится база для дальнейшего движения вперёд.
- Важной составляющей двусторонних отношений является энергетика. Насколько там всё спокойно?
- Обсуждению этой темы, безусловно, будет уделено время. Тем более что сегодня мы наблюдаем, как американцы пытаются запугать всех своими санкциями. Это на себе уже ощутили и Турция, и Россия, и Иран, и Китай. Сложившуюся под влиянием этого фактора ситуацию при всём желании нельзя назвать нормальной.
В этих условиях требуется всеми силами держаться курса на поиск взаимоприемлемых схем сотрудничества, выработку обоюдовыгодных принципов взаимодействия. Только так можно выжить в условиях, когда американская «дубинка» проносится у всех над головами, угрожая задеть невзначай. Конструктивный диалог, в том числе по энергетическим темам, тут безальтернативен.
- Нельзя сказать, что российско-германские отношения находятся на низшей точке: наши лидеры активно контактируют, пытаются найти компромиссные решения сложных двусторонних и глобальных проблем. Но в то же время какого-то прорыва очевидного прогресса не наблюдается. Что мешает?
- Надо понимать, что диалог Германии и России развивается на непростом международном фоне, поэтому простых решений, как вывести его на достойный двух держав уровень, нет.
Пока не убедишь все государства Евросоюза, большие или не очень, в том, что нужно сотрудничать с Россией, ничего не выходит.
Не сомневаюсь, что Берлин, со своей стороны, готов на самые близкие формы сотрудничества с Москвой. Но вот внутри Евросоюза есть страны, которые этого не хотят.
Проще говоря, Европа именно как единое целое не желает примириться с Россией. А отдельные государства, например Италия, Германия, Австрия, хотят нормального диалога.
Поэтому проблема в том, что, пока не убедишь все государства Евросоюза, большие или не очень, в том, что нужно сотрудничать с Россией, ничего не выходит.