Я всегда любил навязывать свою идеологию, поэтому часто участвовал в клубе дебатов, годами пытался придумать структурные доводы, а когда приводил, их просто отвергали после того как я пытался свести всё к логике. Я чувствовал себя ужасно, что и подтолкнуло к размышлению о сути спора. Первое что я понял - нужно принимать во внимание психологический аспект который позволяет людям открыться и воспринимать то что вы говорите. Многие из нас забывают об этом. В спорах мы воспринимаем других как роботов, стараемся брать логикой, относимся к спору как к тесту. Это неправильный подход.Из этой статьи вы вынесите не только умение брать верх, но и научитесь понимать что вам нужно от спора, узнаете как с помощью спора можно улучшить отношения, а не разрушить их, даже если вы слишком заводитесь в процессе.
1. Нужно определить для себя что является победой. К сожалению для большинства из нас победой будет являться проигрыш оппонента. Мы хотим чтобы он признал что он не прав. Мы хотим чтобы другие люди сказали нам: ты прав, а он говорит ерунду. Скажем, вы спорите по поводу обязанности по дому, и вы хотите чтобы ваш собеседник выполнял больше обязанностей, и в конце концов другие люди скажут: " ты был прав, ты выиграл, он проиграл. Во-первых это не приносит удовлетворение, а во-вторых вы не добьетесь своего. Ваш сосед не станет больше помогать по дому. Так что определите для себя, что для вас будет победой, что вы действительно хотите изменить после этого обсуждения, именно так спор перейдет в обсуждение. Если вы хотите чтобы человек выполнил обязанности переходите к сути, если вы на деловой встрече, и вы хотите больше доходов и лучшие условия контракта - переходите к сути, не надо тыкать человека носом в его недостатки, поучать или говорить какой он глупый. Если это ваша мотивация то вы проиграете все, но если вы сконцентрируйтесь на том чего вы хотите добиться то у вас больше шансов донести до человека смысл.
2. Когда вы поняли чего хотите добиться, нужно понять чего хочет добиться оппонент. И обычно люди хотят получить не то о чём собственно спорят, да им хочется чтобы посуду помыли вы, но есть эмоциональная составляющая которая скрыта под этим. И в случае со спорами люди в основном хотят почувствовать что их ценят, почувствовать признание и то что их понимают, что их мнение не безразлично. Это эмоции которыми руководствуется большинство споров, так что если вы внимательно выслушайте собеседника, вы сможете это использовать, и тогда вы придёте к решению которое подойдёт вам обоим.
3. Когда мы поняли чего хочет оппонент нужно показать это. Вырази сопереживание. Нужно сказать что мы понимаем что он хочет. В случае споре о домашних обязанностях: вы не помыли посуду и человек вас в этом обвиняет. Вы можете сказать: "Ты наверное думаешь что я тебя не слушаю, потому что ты просил меня только раз, а я до сих пор этого не сделал, и возможно ты чувствуешь будто я тебя не уважаю раз тебе приходится несколько раз меня просить." Важный момент: я не стал говорить что человек не прав, просто признал этот факт. Дальше больше. Многие люди выразив сопереживания, показав что они понимают человека, сразу же начинают говорить что он все равно ошибается. Это неверно, дайте точки зрения оппонента просуществовать без этого некоторое время, тогда он начнет смотреть на ситуацию вашими глазами. Потому что если ты готов его понять, он скажет: "Да я знаю что ты сейчас весь в учебе или работе." И ваш оппонент уже принимает вашу сторону, и вы двигаетесь в нужном направлении.
4. Нужно понять положительное намерение оппонента. В очень многих случаях, особенно я наблюдаю это в спорах о политике, когда люди спорят они считают что их собеседник хочет уничтожить мир, они думают что оппонент абсолютно эгоистичен и хочет испортить всё для всех. В следующий раз когда будете спорить с кем-то о политике попробуйте следующее: закончите этот спор, он бесполезен. Но если вы всё же продолжите, скажите: "Слушай, глубоко внутри я понимаю что ты хочешь проголосовать за кандидата который сделает всё для страны, и сделает жизнь для большинства людей лучше." На самом деле на 99.9% это утверждение верно. Есть ли люди которые голосуют из-за своих эгоистичных интересов? Конечно, но большинство людей, по крайней мере на личном уровне, чувствуют что они голосуют за кандидата, или поддерживают партию которые сделают жизнь страны лучше. На этой ноте и выстраивайте дальнейший диалог, ищите положитьельные намерения. Опять же, в случаи с обязанностями по дому, когда человек начинает ворчать, вы можете сказать: "Я понимаю что ты хочешь честного разделения обязанностей, я понимаю что ты не просто хочешь на меня поорать, просто ты хочешь чтобы всё было по справедливости." Если вы это сделаете то к этому моменту человек будет открыт, вы поняли его, увидели что за врождебным поведением скрывается положительные намерения, и теперь человек готов поговорить с вами.
5. И это приводит нас к пятому пункту. Когда возвращается логика и вы можете предоставить свою точку зрения. В обычном случае, когда мы выражаем свою точку зрения, и говорим с семьей или друзьями, то мы завершаем речь предложением или просьбой. Если говорить о деловых переговорах, мы можем сказать: " Мы предлагаем такие оптимальные условия, мы не сможем опуститься ниже этой цифры, вам это подходит?" Но в случае с семьей или друзьями мы обычно говорим: "Было бы очень неплохо, и я бы очень оценил, если бы ты мыл посуду дважды в неделю, чтобы мне не пришлось тебя об этом просить каждое утро." И чем более детальным вы можете быть, тем лучше. Просьбы, после того как вы сказали все причины, почему это было бы справедливо - это то что люди не любят .Они не любят давление. Но если вы выкажите ему уважение мол "ты можешь отказаться, я не стану тебя заставлять", человек будет открыт к тому чтобы согласиться, потому что вы показали готовность идти навстречу и поставить себя на его место. В своих спорах сделайте глубокий вдох и спросите себя :" Что самом деле хочу, что хочет другой человек, и это настроит вас на нужную волну. Надеюсь для вас это было полезно, если это так то подписывайтесь на канал чтобы не пропускать наши статьи и ставьте лайк чтобы поддержать проект. Пока пока.