В кого ты обычно играешь?
Стивен Карпман (один из учеников Э. Берна), занимаясь баскетболом, решил однажды нарисовать все возможные схемы взаимодействия игроков на поле. Он изрисовал тетрадь, а затем стал убирать лишнее, упрощать, искать закономерности и тд. И все схемы сократились до одной - всегда есть тот, кто защищает (спасает), всегда есть тот, кого защищают, и всегда есть тот, кто атакует (преследует). Схема оказалась применимой не только к баскетболу, но и ко всем людским взаимодействиям. Так появился знаменитый драматический Треугольник Карпмана - Жертва, Спасатель, Преследователь.
Вступая в психологическую игру, мы автоматически занимаем какую-то из 3х ролей:
Жертвы хотят, чтобы их пожалели, они показывают следующие эмоции: страх, обида, вина, стыд, зависть и ревность. Это люди в позиции "- +" или "- -" (вспомните пост). Мир для Жертв не справедлив и полон страданий.
Спасатели хотят помочь всем. Даже когда их не просят. Спасатель думает, что Жертва без него не справится, а Преследователю нужно показывать своё сочувствие. А в итоге Спасатель остается с обидой и злостью, потому что его заслуги по спасение не получили должного внимания, благодарности, ведь помощь-то, на самом деле, никому в Треугольнике не нужна - Жертва ноет не для того, чтобы помогли, а для того, чтобы ныть.
Преследователи живут в страхе изменений. Он помнит, как было плохо в прошлом, поэтому пророчит новые беды в будущем. Но кроме него никто этого не видит. Поэтому он пилит Жертву, подчиняя своей воле, чтобы доказать свою правоту.
В таком Треугольнике все постоянно напряжены, что и приводит к бессилию, а в конечном итоге к какой-нибудь Драме, ведь, на самом деле, все в Треугольнике стремятся самоутвердиться через "заслуживание" любви.
Любители играть всегда и везде найдут себе недостающих игроков, даже если их старый "коллектив" распадётся. Жертва не сможет без нытья преследования, Спасатель без спасения, а Преследователь без возможности давить. Ведь устоявшаяся модель поведения точно приносит, как минимум, негативные поглаживания, а значит жить можно.
Выход, естественно, есть. Для начала:
1. Нужно научиться наблюдать, какие роли Треугольника вы любите брать на себя. Можно, например, вести дневник, записывая в него, какие эмоции вы испытывали за день, почему именно эти эмоции.
2. У каждой роли есть свои "приглашения" в игру (нытьё, наезды, помощь без причины). Мы привыкли на всё отвечать моментально, думая, что сказали, уже после. Теперь попробуйте прежде, чем ответить, досчитать до 10, чтобы предотвратить импульсный ответ. .Лишив человека привычных поглаживаний, вы лишите его желания играть с вами.
3. Вспоминать про "дело во мне" и "я +, ты +"
Продолжение темы будет в следующем посте! Подпишись, чтобы не пропустить!