Первая советская коробка автомат для серийного легкового авто появилась 1957 году. Конструктивно, это была копия американской гидромеханической трансмиссии Ford-O-Matic. В свою очередь для Форд трансмиссию разработала компания Borg-Warner. 3-диапазонная коробка автомат была настоящим прорывом в те годы.
Осваивал производство нового агрегата Горьковский автозавод. Там было довольно много специалистов, которые за годы сотрудничества с Ford Motor прекрасно научились копировать любые узлы и агрегаты.
Уже в конце 50-ых годов новинка советского автопрома ГАЗ-21 "Волга" серийно снабжалась автоматом. Первые сотни машин пошли в таксопарки, остальные передовикам производства и шахтерам.
На сегодняшний момент, живых "Волг" с подобной трансмиссией осталось совсем немного. Некоторые продолжают ездить, радуя своих владельцев.
Подробнее о ГАЗ-21 с автоматом мы уже писали. Прочесть об этом чуде можно здесь. Основной проблемой для "Волги" с автоматом стала слабая динамика. Штатного двигателя явно не хватало.
Но всё изменилось в 1959 году, когда гидромеханический автомат стали устанавливать на ГАЗ-13 "Чайка". Там стоял довольно мощный V-8 объемом 5.5 литров. ЗМЗ-13 выдавал невероятные 195 л.с. при крутящем моменте 411 Нм. В сочетании с таким мощным агрегатом коробка показала невероятную динамику и плавность хода.
Но и этого разработчикам ГАЗ-13 показалась мало, чуть позже выходит двигатель ЗМЗ-13Д мощностью 215 лошадиных сил. 3-диапазонная коробка автомат разгоняла представительский седан до 160 км/ч!
В обычной "Волге" режимы автомата переключались с помощью рычага на рулевой колонке. Там было только самое необходимое - задний ход, нейтраль, движение и парковка.
У "Чайки" режимы работы переключались небольшими кнопками на панели приборов слева от рулевого колеса. Н — нейтраль, Д — движение, Т — торможение (скорость до 36 км/ч), ЗХ — задний ход.
ГАЗ-13 «Чайка» с автоматом выпускали до весны 1981 года. Но параллельно с 1977 года началась сборка более современного седана ГАЗ-14, с той же автоматической коробкой.
ГАЗ-14 получил еще более мощный V8 ( ЗМЗ-14) развивающий 220 л.с. и 451 Нм крутящего момента. В результате разгонную динамику удалось улучшить сразу на 5 секунд. А расход в среднем составлял около 25 литров бензина марки АИ-95.
Кроме более современного экстерьера, ГАЗ-14 получил передовой салон. А селектор выбора передач АКПП окончательно переехал на тоннель между водительским и пассажирским креслами.
Самое интересное, но технической документации на первый легковой автомат от ГАЗ в открытом доступе не найти. В сети попадаются объявления о продаже таких коробок, но найти живой образец, это большая удача.
К сожалению массовыми советские АКПП так и не стали.