13 августа 2017 года вышел батл Славы КПСС и Оксимирона. Спустя ровно год канал «Бадибэг» поговорил с людьми из культуры о его значимости, влиянии и последствиях.
О событии, которое окончательно ввело батл-рэп в мейнстрим, и так ужасно много сказано и написано, а Юрий Дудь продолжает задавать своим гостям вопрос: "Кто всё же победил?".
Вот увидите, вы сегодня же наткнётесь на какую-нибудь ретроспективу или попытку проанализировать заново. А ведь сам батл за этот год так нас и не отпустил. То и дело проскакивают отсылки, цитаты, попытки проанализировать последствия и так далее.
Вместо написания очередной однообразной аналитики и сбора хайлайтов, мы решили узнать, как событие воспринимается в самой тусовке спустя год. Мы задали разным батл-МС и людям из культуры вопрос "Почему батл века оказался таким важным для культуры и что он изменил?".
Получилась максимально богатая палитра мнений, иллюстрирующая противостояние со всех возможных сторон. Ниже - серьёзные и не очень высказывания об одном из ключевых событий в истории батл-рэпа.
«Когда вышел батл, на следующий день мне позвонил батя и спросил: «Как ты считаешь, кто выиграл – Оксимирон или Гнойный?». Мой батя – пример человека, чья закалка, профессия, возраст не позволяют даже интересоваться такой темой, как батл-рэп. Не позволяют воспринимать это всерьёз, не позволяют даже нейтрально к этому относиться. В отношении этой культуры у таких людей, как мой батя, может быть только негатив.
Выходит батл Окси и Гнойного и получается, что мой батя посмотрел его раньше, чем я, спросил моё мнение, выразил своё и даже попытался проанализировать.
Этот пример, по-моему, максимально иллюстрирует, как это противостояние повлияло на культуру. Если мы говорим не об этой ячейке, в которой мы варимся, то есть не про рэп культуру. Батл-рэп запустил свои щупальца везде, где можно: телек, СМИ, даже специализированные СМИ появились по типу вашего канала в телеге. Реклама даже начала выходить. Вот это «МТС Хайп» – это ж не просто от популярности слова «хайп». Я на 100% уверен, что это было благодаря батлу Оксимирона и Гнойного. «Изи-изи», «рилтоки» эти, которые в уши всех е***и на протяжении двух месяцев.
Суть в том, что батл-рэп – это ни разу не элитарная культура, как бы рэперам не хотелось её таковой считать. Это такая же массовая культура, как и поп-музыка, рок-музыка – любая музыка, если это не опера. И любое такое направление переживает свой упадок сразу после пика. Этим событием батл-рэп вышел на пик. Ясное дело, что раунды можно было написать круче и всё такое. Но как бы круто сейчас не писали, всё равно пика, который показал этот батл уже никто не достигнет.
И после этого батл-рэп начал катиться в п***у, в чём лично я вижу только позитивные моменты. Потому что рэперы всю свою жизнь были в п***е, и в неё же и возвращаются. Скоро у них не будет никаких просмотров, они так же будут никому не нужны и так же будут рвать жопу. А потом трындеть об элитарности, культуре протеста и ла-ла-ла.
В итоге самым известным событием батл-рэп возвращает себе свою зажопенность. Именно зажопенность, к которой он всегда и стремился. Такой вот парадокс»
Электромышь
«В чём ох***сть это батла – в том, что Оксимирон, культовая фигура для культуры, вызывает на батл обычного простолюдина Славку. Не было же особого конфликта со стороны Оксимирона – это Гнойный его всё время хейтил.
В этом тоже есть прелесть – когда какой-то конфликт, то батл сразу становится интереснее. Как Хайд с Чейни. Я, кстати, не знаю, какой из этих двух батлов лучше. Когда я в первый раз смотрел Хайд против Чейни, когда батл только вышел, эмоций у меня было побольше, чем когда я смотрел Гнойный против Мирона.
Почему его зовут «батл века» – потому что такой, так скажем, король вышел на батл с простым чуваком и про***л. Причём заслуженно про***л – Гнойный его не то, что победил, Гнойный его раз***л в третьем раунде, я считаю.
Батл века – это громкое заявление. Но, хотя, на фоне того, что происходит сейчас – я не думаю, что в ближайшем будущем будет такой же интересный батл. Если Баста против Тимати, но как батл – это будет полная х***я, потому что чуваки не батловые. Вот Оксимирон против Шока я бы посмотрел. На это было бы интересно глянуть, но такого, наверное, уже никогда не будет. Поэтому да, в настоящее время это можно назвать батлом века»
Серёжа Сотников Рэпер.
«На этот батл мне абсолютно по***. Не ждал его. (С) Генерал»
Walkie
«На мой взгляд, он такой важный, потому что этот батл поднял на следующую ступень многих ребят со #SLOVOSPB в глазах всего батл-коммьюнити. Потому что сначала, с первого сезона – тогда ещё SLOVO: Санкт-Петербург – к нам относились так: «А, чуваки что-то там батлят». Знаешь, школьные батлы же есть. Вот примерного такого уровня. Ну может чуть-чуть серьёзнее относились к нам, но всё равно не так.
После этого батла Слава поднялся, хотя у него это началось ещё после твита. Но он послужил трамплином для многих батлеров. К тому же, это был финальный кроссовер, который поставил точку на кроссоверах #SLOVOSPB и "Версуса". Потому что после первого раза все такие: "А? Это что было?". И тут второй кроссовер так пау, разъ***л»,
Рома Tills
«По моему мнению, после этого батла у Мирона проснулся отцовский инстинкт в отношении батл-рэпа. Дип провел хорошее сравнение в своей заявке-диссе, мол Мирон отец который бросил ребенка и ушёл гулять не следя за ним вообще.
Так вот, в батле с Гнойным, у Славы были строчки что батл-рэп умирает, а ты даже не в курсе и т.д. И в этом же батле Мирон решил козырнуть, что шарит за культуру, упомянув РБЛ, Пиэма, Забэ. Так как он проиграл, ему, как мне кажется, ударило в голову что нужно что-то крутое замутить на своём родном «Версусе», мол вернуть авторитет в культуре.
И то что мы сейчас видим на фреш бладе, прямое тому следствие. Весь этот цирк с реалити шоу, его оголтелые выкрики, подпрыгивания, разрывающееся от улыбки лицо на любую, даже самую примитивную строчку – его стремление показать, что он ещё в игре. Типа знаешь как родители пенсионного возраста, которые пытаются с детьми разговаривать на молодежном сленге. От этого невероятно стыдно.
Не знаю как для всех, но для меня после батла Мирона с Гнойным «Версус» пошёл по п***е семимильными шагами. А это не может не отразиться на культуре, так как «Версус» и по сей день самая просматриваемая площадка.
Конечно, в целом, пошла популяризация. То есть сколько открылось площадок за этот год, их просто не счесть. Хорошо ли это или плохо – сложно сказать. Скорее, плохо, как по мне. Потому что 99% процентов из них – это кустарная, самопальная, откровенно говоря, х**тина. Там орги даже не стараются в плане звука, картинки, помещения, монтажа и т.д. А это, кто бы что ни говорил за андер, очень важно. Качество не должно страдать никогда. А это всё-таки делается для ютуба, соответственно визуальная и звуковая составляющая играет первостепенную роль. Чем больше таких площадок, тем больше зрители начинают уставать от батл-рэпа»
Керамбит
«О***нный батл был. Как сейчас помню весь тот день и те эмоции, которые я испытал, побывав там в живую. Почему батл оказался столь важным для культуры? Да потому что, когда культовая фигура русского рэпа вступает в схватку с культовой фигурой русского батлрэпа - это не может не быть эпично, учитывая обстоятельства вызова на поединок, учитывая подогрев интриги на протяжении целого года и ожиданий, учитывая конфликт интересов и взглядов на батлрэп в целом.
По итогу на выходе мы имеем сочнейший раз***б, великолепное шоу, огромнейший инфоповод для СМИ всех типов и категорий. Особая важность для культуры в том, что этот батл состоялся «на закате» акапельного формата словесных поединков. После него подыхающий труп акапеллки словно дефибриллятором е***ло и смертушка чуток отсрочилась. К тому же я сильно сомневаюсь, что батл подобного масштаба и резонанса ещё когда-либо состоится. Ну вот с кем батлить Оксимирону? Со Смоки Мо?
Им нечего друг другу сказать, это будет шоу ради шоу для массового зрителя «Версуса» . А Славе с кем? Нет, Славе есть с кем зарубиться, но в любом случае такого резонанса уже не выйдет, кто бы не встал напротив него. Плюс я сомневаюсь, что Славе хочется батлить на серьёзке и я его прекрасно понимаю. Н***й это серьёзное дерьмо, даёшь угары и перформансы»
Пачука
«Я, как никто другой, ощутил всю важность и значимость этого батла. Этот батл (дальше по тексту Х0Х) смог дать хороший толчок Славе. У него была чугунная ванна 3 на 3 с рисунком Сталина, неплохая ванна, не подумайте, но просто уже всем надоело ходить в неё и все смывать (были уроды, которые ленились это делать, не буду называть имена, но Локимина выгнали сразу). Но мы всё-таки подождали пока Тирепс допишет альбом и купили уже финско-белорусский унитэйз. Поэтому, с точки зрения комфорта и удобства, Х0Х получает 10 из 5.
Х0Х безумно повлиял на развитие культуры, телеканал получил новую аудиторию, но был на их же глазах i ball was В РОТ (кому не впадлу, можете посклонять, подумать, мне лень, суть поняли).
У меня сосед был, Михалис, рыжий прожорливый урод, поэтому Лис, а звали Лёха. Ему было от силы 14, а с силой не пробовали. Ну вот, у него проблем много было, тонул в долгах (очень много двоек и пересдач), школа жизни, чо.. В общем, он увидел батл и оказался под колёсами фуры. Спросите почему? Та смотрел с телефона и, переходя дорогу, не глядел на тачки. В этом плане, Х0Х очень сильно помог Михалису, он избавился от проблем. Ведь как говорил Сталин: «нет михалиса – нет проблемы».
На меня Х0Х безумно повлиял, я начал ловить рыбу. Раньше не проявлял интерес к рыбалке, но как только увидел на 34:57 внешнюю рекламу ютуба про ловлю на золотистую блесну, я сразу сел под берёзой и начал закидывал удилище своё)))
Х0Х горячий, хороший, благодаря ему, я увидел потенциал в Славике и забатлил с ним ровно через год. Я всегда старался и пытался помогать молодым и перспективным.
Заходите на стрим ко мне abbastream в ютубе клацните, там скоро глянем мой батл, не наш, а МОЙ.
Вообще, Х0Х кардинально изменил жизнь, Михалис до сих пор в ахуе, а Тирепс смог выпустить альбом и освободить ванну.
Всем пока, витябови взял фб!»
Аббалбиск
«Я не уверен, что этот батл что-то изменил. Батл Мирона с Дизом сделал больше в десятки раз. Слабые раунды от Окса, баяны от Славы – о каком вкладе в культуру речь вообще?»
El Loco
«Многие мои друзья, не связанные с рэпом, говорили: «Вот, такой офигенный батл. И Гнойный, и Оксимирон молодцы. Но как это так – Гнойный победил Оксимирона? Это же никому не удавалось, Оксимирон же такой крутой!». Любой нормальный человек, который мало-мальски увлекался до этого просмотром батл-рэпа, понимает, что не выиграть у Мирона может только лошок. То есть, любой батл-рэпер, который умеет делать панчи, делать вордплэи, разбирать – он может хотя бы на равных забатлить с ним.
А сам он не делал за всё время ни панчей, ни разбора оппонента – как там было: Хрип-а-Хрип? – но он делал мемные вещи, за что обыватели его и полюбили. И плюс во время батлов не делом доказывал, что он крутой, а просто говорил: «Я тебя забатлю, потому что я тебя забатлю». И все как-то поверили, что Оксимирон – бог. Просто те люди, которые хвалят «Где нас нет» и те, кто помнит «Я хейтер» – это вообще разные люди.
Не бывает так, что «Барселона» ходит и говорит «Ой, мы – «Барселона», мы самые крутые», а потом ходят по полю и пинают мяч пыром, а им отдают победу. А со стороны Гнойного были безумные панчи, которые спустя год у меня всё ещё в голове. И был реально разбор оппонента.
А сам Окси со своей стороны, ну, этот «Тысячеликий ееебой» – это просто бред. Может, с точки зрения обывателя – это исторический батл. С точки зрения того, что людям показали, что Оксимирон – это не главное. Но ничего не произошло на самом деле. Да, батл случился, Гнойный победил, его стали форсить. Но для культуры ничего не произошло. Я не думаю, что «Рифмы и панчи» после этого стали более охотно постить батлы SLOVO того же. Он повлиял на Гнойного, на многих фанатов батлов, но кардинально он ничего не поменял. Скорее это такое захлопывание двери батл-рэпа. Мол, всё, лучше уже не будет.
Важный ли это батл? Для тех, кто топит за культуру и разбирается – да. Для остальных – да им похрену, на самом деле, что произошло. Им нужны были мемчики – они их получили. А культура никуда не продвинулась. Цифры, лайки, репосты – всё говорит за себя»
Катровасер
«Я стал замечать, что каждый раз после выхода условного эпохального батла, который должен перевернуть всю батловую игру или поднять жанр до недосягаемых высот, проходит несколько месяцев ажиотажа и все возвращается на круги своя.
И дело тут вовсе не в качестве самого батла. Батлы – это волновая культура. Эти скачки, как сердцебиение, они помогают жанру существовать, но мало влияют на его эволюцию. Та волна стороннего интереса, что захлестнула батл Мирона и Славы, закономерна для любого вирусного явления.
Как мы видим сейчас, крупные СМИ, политики и рекламщики растеряли интерес к теме. Просмотры очередного сезона Fresh Blood'а остаются на уровне предыдущего, другие батл-лиги тоже не отличились стабильным приростом и удержанием новых зрителей.
Возможно, Гнойный станет заслуженным артистом России, Ресторатор купил ещё пару бэх, а школьники всё чаще пишут сочинения на тему "Когда я вырасту, то стану батл рэпером"...
Несомненно, батл-рэп прочнее закрепился в российском сегменте, но на практике это все не столь весомо сказывается на культуре и ее развитии. Скорее наоборот, проводит черту в десятки миллионов просмотров между просто хорошим батлом и относительно неплохим, но "эпохальным", создавая в культуре максимально далекую от реальности иерархию»
DEEP-EX-SENSE
«Да объективно говоря – кому на*** всралось моё мнение Я вот за этот год потолстел на 6 кг, такого никогда в жизни не было. [...]
Почему батл так повлиял на культуру? Да потому что всем делать нех*** и саморазвитием неохота никому заниматься, вот физическое насилие (UFC, MMA) и словесное (бател-рэп) и выстрелило п***ц как.
ВСЕ ХОТЯТ ВИДЕТЬ КАК УНИЖАЮТ ДРУГОГО ПОТОМУ ЧТО ВСЕХ УНИЖАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО (с) Локимин, ахах»
Джиглипуф МЦ
«Не могу сказать, что он оказался каким-то важным для культуры. Были как минимум два батла, которые для культуры важнее: Мирон с Джоннибоем (он сделал батл-рэп более мейнстримным) и Хайд с Чейни. Батл Мирона с Гнойным был просто хайповой темой, о которой рассказывали потом на ТВ, но он не сделал батл-рэп мейнстримом – очередного революционного скачка в это смысле не было.
Никаких изменений радикальных он тоже не привнёс. Два кроссовера «Версуса» и «Слово Спб» были не столько соревновательной частью, сколько хайпом в сторону «Слова Спб». Второй кроссовер уж точно. Ну, что там выяснялось на втором кроссовере – сможет ли Гнойный победить Оксимирона? По сути, было понятно, что на том этапе Оксимирона мог победить любой мало-мальски сильный батловик. Так вышло, что им стал Гнойный, но, я думаю, это мог быть не только он. Не думаю, что в батловой тусовке эта победа повергла многих в шок. Это всё было достаточно предсказуемо.
Изменений никаких не произошло: «Версус» занялся своим вектором развития, «Слово Спб» – своим: начали раскручивать «Рвать на битах» и другие проекты, словив большой хайп за счёт победы Гнойного. Отдельно на них, как мы видим, спустя время, это никак не повлияло. У Оксимирона ничего не изменилось с точки зрения медиа-пространства, поражение не уменьшило его хайп как минимум. Гнойному это дало популярность, но, в то же время, весь его карьерный путь за год показал его как творческую единицу.
Изменений никаких не произошло: не произошло бадибэга, не произошло какого-то переворота в жанре и культуре. Как событие – это был один из крупнейших батлов. В рамках влияния или изменения культуры он не повлёк за собой того, чего повлёк за собой Оксимирон – Джоннибой или Хайд – Чейни.
Несмотря на то, что это один из самых просматриваемых и популярных батлов в мире, он какой-то роли в становлении или изменении культуры не сыграл. Культура на тот момент уже была более-менее мейнстримной, может она стала чуть более мейнстримной после, но внушительного изменения не было. Может быть, первый месяц-два на волне хайпа, а потом всё вернулось на круги своя.
Изменения в культуре, которые действительно внёс батл Хайда с Чейни, такого не последовало. Всё осталось на своих местах – «Версус» остался «Версусом», а «Слово Спб» получили то, за чем шли – популярность. Во время набирающих популярность батлов под биты, они решили выбрать этот вектор развития, потому что, судя по всему, для них было важно не составлять конкурентноспособность «Версусу» в плане батлеров, а именно с точки зрения популярности. Они этого добились – почему бы и нет?
Я не могу сказать, что это какой-то батл влияющий на культуру и не могу назвать его батлом века. Это был самый ожидаемый, наверное, батл за всю историю батл-рэпа – так правильнее. А с точки зрения того, что он дал – я не могу сказать, что что-то из ряда вон выходящее»
Антон Забэ
«Для меня, как главного организатора данного батла (тому доказательство обложка для видео на ютубе) было радостно, что наконец-то публично и окончательно Гнойный поставил точку в вопросе главного для батл-рэпа города – Хабаровска.
А если серьёзно, то многое изменилось уже на следующий день после выхода батла – немалое количество взглядов обратилось на новое явление в жанре, с которым теперь не просто придётся считаться, но и делиться. Хайпом, деньгами и ньюсмейкерством»
Johnny Quid
«На самом деле, батл Мирона и Славы, как по мне, оказался крайне важным для культуры, хотя бы потому, что после него Микси узнал о том, что такое батл-рэп, и кинул заявку на четвёртый фреш блад.
Также я считаю, что данное противостояние изменило достаточно много вещей, начиная с аватарки паблика «Рифмы и Панчи», и заканчивая появлением часового фильма о батл-рэпе, в котором половину хронометража Букер Д. Фред рассказывает о том, как же сильно он о***л, когда Гнойный победил»
МЦ всех МЦ
«Для меня важнее всего то, что люди, вообще не следящие за другими площадками, кроме «Версуса», смогли воочию убедиться, что батлы развили сами себя до такого уровня, что чел вообще без бэкграунда может выйти и камня на камне не оставить от того, кто считался непобедимым.
То есть Мирон считался эталоном для тех, кто смотрит «Версус», но те, кто смотрит все площадки, знали, что уже давно взросло поколение, которое во многом лучше, интереснее. И возможно, многих тот батл реально подтолкнул к тому, чтобы обратить внимание на андерграунд, на других МЦ, которых не пиарит «Версус», но которые легко вынесли бы любого оттуда – на Пиэма, Дипа, Сектора, Пачуку и т.д.
Вот только проблема в том, что батлов и батлеров стало так много, что в куче посредственных видосов не так-то просто изумруды отыскать, если ты не в теме. Поэтому новая аудитория как быстренько подтянулась, так же скоренько и свалила»
Seimur
«Этот батл так важен для культуры, потому что это первый раз, когда один из самых главных людей в батлах сразился с представителем андеграунда. Он бы не был таким важным, если бы Оксимирон выиграл. Тогда это был бы обычный батл. А за счёт того, что он проиграл, это начали освещать СМИ и привлекать обычных людей в батл-рэп. Снова взлетели просмотры и на фоне угасание, которое тогда казалось всем, батлы заиграли новыми красками.
По-моему, тут больше заслуги Оксимирона, чем Гнойного, потому что он про***л. Если он не про***л, то этот батл просто бы пообсуждали и забыли. Можно сказать ему за это спасибо. Потому что хоть он не следил за батлами, ничего для них не делал, но тем, что он про***л, он сделал для батлов гораздо больше, чем если бы следил и выписывал в твиттере имена тех, кто ему нравится.
Мы видим, что он сейчас так делает. Видим, какие там имена, как они выступают и, соответственно понимаем, какой у него вкус. И до сих пор главная заслуга Оксимирона на батлах – это то, что он про***л Гнойному»
Райтраун
«Батл Oxxxymiron и Слава КПСС, несомненно, одна из важнейших вех в истории рэп-батлов в мире.
Колоссальное напряжение, ожидание, и само великолепное противостояние двух сильнейших батл-МС, где досталось всем: и противникам, и площадкам, и (после выхода батла) судьям.
Красивейший поединок, где оба участника ярко показали себя, причём, если Слава продолжал рубить с плеча в привычной для себя манере, Мирон сделал ставку на новый стиль, показав, что батлить можно по-разному.
Приятно следить за творческим путём участников дальше, наблюдая, как Гнойный задружился с лучезарным Филиппом Бедросовичем Киркоровым, паясничал на СТС и прожигал дальше жизнь с друзьями. А Мирон, проглотив горькую пилюлю, подтвердил титул лучшего в мире батл-МС в Лос-Анджелесе и примерил на себя роль орнитолога в популярном YouTube-Show.
Строить прогнозы о том, что будет дальше с двумя этими талантливыми артистами, я не берусь, но выражаю им свою огромную искреннюю и сердечную благодарность за тот батл, что навсегда изменили представление о батл-рэпе для многих миллионов зрителей»
Дмитрий «Габонская Гадюка» Егоров.
Николай Кубрак, Виталий Халюков, @Buddybag