В Законодательном собрании Петербурга осенью 2018 года состоится второе чтение законопроекта, направленного на ограничение работы кальянных. Документ был разработан спустя несколько месяцев после того, как свою обновленную антитабачную концепцию представило Министерство здравоохранения РФ, и уже принят в первом чтении.
Игроки кальянного рынка считают, что новый виток кампании по борьбе с курением может нанести серьезный удар по еще совсем молодому российскому рынку кальянов, который сейчас переживает настоящий расцвет. Однако, по их мнению, законодательные ограничения вряд ли помешают производителям кальянов в Петербурге. Они уверены, что росту дальнейшему производства будут способствовать спрос на кальяны со стороны «домашних курильщиков», а также экспорт.
Штраф за дым
Первое законодательное изменение подготовило Министерство здравоохранения РФ в конце прошлого года. Речь идет о новой антитабачной концепции, приравнивающей кальяны и электронные испарители (вейперы) к табаку. Если депутаты примут соответствующий законопроект, кальяны в России запретят курить не только в гостиницах и офисах, но также в кафе, ресторанах, барах, магазинах, на пляжах и даже в машинах.
Не дожидаясь федеральных коллег, со своей антикальянной инициативой выступили петербургские депутаты — они приняли в первом чтении законопроект, запрещающий кальянным заведениям располагаться в жилых домах. Если парламентское большинство проголосует за документ, нарушителей закона будут наказывать в Петербурге административным штрафом. Для должностных лиц его размер составит от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Если нарушителем окажется юридическое лицо, штраф увеличится до 30 тыс. — 50 тыс. руб. Второе чтение законопроекта запланировано на октябрь 2018 года.
«Прихлопнуть одним ударом»
Опрошенные РБК Петербург производители кальянов, а также владельцы кальянных видят основную причину конфликта с государством в отсутствии правового поля для кальянной индустрии. Президент НКО «Кальянный союз России» и владелица кальян-клуба «Омар Хайам» Ася Закатова сообщила РБК Петербург, что она регулярно направляет от лица организации чиновникам предложения кальянного сообщества по легализации рынка и внедрению системы сертификации кальянных. «Мы хотим работать в правовом поле. Для начала мы предлагаем чиновникам хотя бы просто совместно обсудить общие проблемы — мы к это готовы, но они не идут на контакт», — говорит Ася Закатова. Она уверена, что в случае, если депутаты одобрят законопроект о запрете на работу кальянных в жилых домах, ситуация на рынке ухудшится.
По мнению представителя петербургской компании по производству кальянов Alpha Hookah Андрея Денисова, изменения на кальянном рынке произойдут через год-два после принятия закона. «Около 70% заведений закроется. Нужно понимать, что не каждый бизнес финансово может позволить себе переезд (из жилых домов — ред.). К тому же, не каждый кальянный бренд будет узнаваем на новом месте», — говорит он.
Совладелец BS Art Development Group (управляет креативными кластерами в Петербурге) Александр Басалыгин говорит, что ужесточение законодательства может отпугнуть появление на рынке кальянов новых игроков. «Вообще если отрасль кальянов будут маргинализироваться, то перспективы у нас, как у рок-групп в советское время...», — добавляет он. Басалыгин выражает надежду на то, что государство «не прихлопнет одним решением расцветающий бизнес».
88 брендов
По переписи производителей кальянов, составленной игроками кальянного рынка в 2017 году, в России насчитывается 88 брендов. В Москве работает 11 производств, в Петербурге и Краснодаре — по 10. На Казань и Екатеринбург приходится по 4 бренда, остальные распределяются по другим регионам.
Петербург понял «физику»
Опрошенные РБК Петербург аналитические агентства затруднились назвать объем кальянного рынка. Ситуацию смог прокомментировать только аналитик Тимур Нигматуллин из «Открытия Брокер»: «По грубой оценке, рынок местной продукции составляет несколько сотен миллионов рублей», — сказал он.
Приблизительно такие же оценки дают игроки рынка. По словам Станислава Олейникова, владельца Japona Hookah, ежемесячно в России производится порядка 30 тыс. кальянов общей стоимостью 150 млн руб., из них в Петербурге — 12,5 тыс. (около 30%). Объем продаж отечественных кальянов составляет примерно 1,8 млрд рублей (540 млн руб. — в Петербурге). Всего в России ежегодно продается около 1,2 млн кальянов.
О том, что кальянный рынок в России переживает настоящий расцвет, говорят все опрошенные РБК Петербург игроки. По словам президента кальянного Союза России Аси Закатовой, в Петербурге, например, в последние годы появилось очень много креативных кальянных производств. «Кальянная индустрия активно начала развиваться в Петербурге около пяти лет назад. Сначала все курили как могли, а потом начали понимать физику этого процесса. В Петербурге стали экспериментировать не только с разными видами табака, который забивается в чаши, но и с «тягой» («тяга» — это сочетание ширины, толщины, длины различных трубок, которые используются в кальяне для получения оптимального объема вдоха — ред.). Например, именно в Петербурге начали производить первые авторские серийные кальяны, впервые увеличили декаметр шахты для получения более легкой тяги. Это стало прорывом в индустрии», — рассказывает она.
«Производство увеличивается, во-первых, потому что оно требует небольших первоначальных инвестиций, — объясняет Александр Басалыгин. — Любой креативный молодой человек может с небольшим бюджетом может легко основать кальянный бизнес. Достаточно вложить 2 млн руб., которые при успешном производстве окупятся за год». «Во-вторых, с рынка постепенно вытесняются старые производители — китайский бренд MYA, арабский Ager, египетский Khalil Mamoon — они не отвечают потребностям сегодняшнего потребителя, не удивляют дизайном. Поэтому российскому производителю есть на чем развернуться», — добавляет Басалыгин.
Выход в лофт
Несмотря на заявление о росте рынка, никто из производителей кальянов оказался не готов раскрывать свою выручку и прибыль, ограничиваясь только динамикой производства. «За год серьезно вырос спрос. И наше производство увеличилось на 70%», — отмечает Геннадий Малков из компании SoftSmoke. По словам Станислава Олейникова, производство Japona Hookah в 2018 году увеличилось на 200%. Он уточнил, что загрузку «мощностей» кальянного производства обеспечил выход компании на зарубежные рынки: в Испанию, Францию, Германию, Америку. Главными своими конкурентами на зарубежных рынках он считает польскую компанию Wookah и американскую Regal.
Другие производители кальянов активно продают свой товар в странах ближнего зарубежья: в Белоруссии, Казахстане и Киргизии (Петербург экспортирует около 10% произведенных здесь кальянов, говорят игроки рынка). Кроме того, петербургские производители активно поставляют свою продукцию в российские регионы (высокий спрос на эту продукцию наблюдается в Тюмени, Казане, Краснодаре и на Дальнем Востоке).
По мнению производителей кальянов, именно экспортный потенциал может помочь им выжить после законодательных нововведений. Кроме того, многие бизнесмены уверены, что крупным игрокам уровень продаж можно будет удержать за счет частных курильщиков и кальянных, которые располагаются в лофтах и креативных пространствах. Андрей Денисов из Alpha Hookah говорит: «Если закон примут, прежде всего поднимутся продажи в рознице. Для нас, как для производителей это может оказаться даже плюсом — люди начнут покупать кальяны себе домой, спрос станет выше. Что касается кальянных, то сильные игроки на рынке все равно останутся, они переедут в лофты или на другие площадки, не попадающие под запрет».
По словам Александра Басалыгина, уже сейчас владельцы многих кальянных стремятся разместить свои заведения в лофтах и креативных пространствах. «В каждом из наших зданий («Голицын Лофт», «Флигель», «Третий Кластер», KORPUS-2, «Мультиплейс 17/26», «Дом Культуры» — ред.) располагается от двух до пяти кальянных. Если чиновники начнут закрывать кальянные в жилых домах, то переезд в лофты станет для этого бизнеса выходом», — говорит он.
Справка
Кальянная смесь состоит из табачного листа, мелассы (патока), глицерина и консервантов. За счет увлажненности кальянный табак намного тяжелее сигаретного — объем 10 грамм кальянного табака меньше объема табака в трех сигаретах. Однако, по заявлению Всемирной организации здравоохранения, курение кальяна несет серьезную потенциальную опасность для здоровья и не является безвредной альтернативой сигаретам.
Подробнее на РБК Петербург
Авторы: Виктория Саитова, Роман Кизыма