Мы продолжаем знакомить наших читателей с вспомогательными наработками традиционного ушу. Кроме широко распространенных методов, которые можно встретить практически повсеместно, иногда встречаются довольно редкие, но интересные наработки. Многие из них были позаимствованы из так называемых "72 искусств Шаолиня" (на самом деле, правильное название "少林七十二绝技修炼方法"). Одно из таких интересных упражнений - наработка ладони бодхисаттвы Гуань-инь (观音 掌 guānyīn zhǎng).
Даже не знатокам Китая хорошо знаком сорт улунского чая «Железная Гуань-инь» ( 铁观音 tiě guānyīn). Но бодхисаттва Гуань-инь - это одно из воплощений бодхисаттвы Милосердия Авалокитешвары (на санскрите अवलोकितेश्वर Avalokitẽsvara), в свою очередь - воплощение бесконечного Сострадания всех Будд.
По легенде Авалокитешвара принял монашеский обет - спасти всех живых существ от Сансары, однако осознав сложность этого, его голова не выдержала и разорвалась на 11 частей. Но Будда Амитабха восстановил его, придав ему новую тысячерукую форму с 11 головами, причем на каждой ладони есть глаз, чтобы увидеть находящихся в беде и затем помогать как можно большему количеству людей. Однако в Старом Китае люди часто обращались к Авалокитешваре с просьбой о даровании детей и помощи вовремя родов, поэтому бодхисаттва стал проявляться в женском воплощении и примерно с XIV века становится еще и покровительницей женской половины дома.
А ещё ладонью Гуан-инь именуют также и вид... кактуса! Кактус этот, Opuntia vulgaris, называют ладонью бессмертного ( 仙人掌 xiānrénzhǎng) и используют в традиционной медицине. Об этом можно прочитать в сборнике народных лекарственных средств провинции Гуйчжоу ( "贵州民间方药集").
В общем, интересно, чем руководствовались в Старом Китае, давая такое название этой разновидности наработки железной ладони: милосердием или растениеводством...
Но вернемся к нашей наработке. Итак, наработка ладони бодхисаттвы Гуань-инь - это развитие специального усилия при ударе определенным образом сверху вниз, используя ребро ладони в качестве ударной поверхности. Понимание смысла движения хорошо дает внутреннее название этой наработки - обезглавить злого духа обоюдоострым мечом (斩魔剑 zhǎnmójiàn), и что интересно, так же в ряде буддийских практик под этим термином понимают и отсечение собственного Эго, своих страстей.
Наработка относится к внешним методам, развивает Иньское мягкое усилие.
Существует несколько этапов.
На первом этапе ребром ладони наносятся вертикальные рубящие удары по деревянным предметам. Тренируются ежедневно по несколько часов в день, до тех пор, пока от ударов не станет изменяться избиваемая деревянная поверхность.
Потом переходят к ударам по камню, тренируя год-два. После того. как ударом сможете откалывать от твердого камня небольшие куски. переходите к основному этапу.
Он состоит из выполнения ударов ладонью по железным опилкам в ящике. Опилки соединяются плотно друг с другом и надо стараться прорубить ребром ладони сквозь них, достигая дня ящика.
Когда достигается и этот уровень, то переходят к тренировке с партнерами.
А еще этот метод связан с наработкой лошадиного седла (马鞍功 mǎ’āngōng), но об этом - в следующий раз!
Дм. Моисеев, Крым - 2018
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, ставьте лайки, делайте перепосты, пишите в комментариях - о чем вам хочется еще узнать, а мы будем чаще радовать вас интересными и полезными материалами!