Найти в Дзене
Человек играющий

Mount & Blade 2: средневековье не для всех

Mount & Blade – серия игр, с которой у меня очень особенные отношения. Было время, когда все новомодные ААА меркли в сравнении с моими представлениями о том, какой могла бы быть идеальная M&B2. Оправдались ли надежды? – По большей части, да, но от этого, почему-то не хочется радоваться. Попробую объяснить, почему.

Зайти придётся издалека. M&B – по-настоящему уникальная франшиза, с завидным упорством ломающая давно укрепившиеся в индустрии правила и стандарты. Так бывает, когда смелые и амбициозные ребята из стран, обычно считавшихся непригодными для развития игровой индустрии, вдруг решают заявить о себе и показать миру своё видение игр.

Так было в России, когда из выжженной второсортными квестами почвы вдруг выросли Космические Рейнджеры и Ил-2. Украинцы подарили миру Сталкер и прекрасную серию Метро. В конце-концов Польша, всегда ассоциируемая со второсортными шутанами, вдруг стала одним из центров игровой индустрии, сами знаете почему. Вот и у турков в 2008 году появилась своя главная игра – Mount & Blade.

Турки наступают!
Турки наступают!

Я не зря начал с географического экскурса, так как, на мой взгляд, без понимания особенностей игропроизводства в разных уголках мира, и сравнения "столичного" и "провинциального" подходов в геймдеву понять феномен Mount & Blade будет решительно невозможно. Да, в игрострое у нас уже давно случилась глобализация, и крупные студии открывают подразделения там, где им заблагорассудится, но вы же не думаете, что все люди, желающие и умеющие делать игры работают в Ubisoft, EA и прочих Blizzard?

У талантливых ребят из стран не самого первого мира всегда стоит выбор:

• Быть чёртовым гением и получить рабочее место в крупной западной студии

• Стать человеком-оркестром и упорно пилить инди (стало доступно после инди-революции)

• Попробовать организоваться в команду у себя на родине с теми, кто не выбрал первый или второй вариант

По третьему пути в своё время пошли и GSC Game World, и CD Projekt, и наш пациент – TaleWorlds, но истории у всех трёх компаний получились очень разные. Первая развалилась из-за внутреннего конфликта, вторая стала одним из лидеров индустрии, а последняя...

Условия, может быть, и не спартанские, но до офисов тех близзов очень далеко
Условия, может быть, и не спартанские, но до офисов тех близзов очень далеко

TaleWorlds, как и большинство других местячковых студий, всегда была про одну игру – Mount & Blade, первая часть которой вышла еще в 2008 году. Некрасивая, глючная и бюджетная M&B, была настолько же отталкивающей с первого взгляда, насколько невероятно увлекательной после периода акклиматизации. Когда избавленные от прихотей издателя разработчики будто бы делают игру исключительно для себя, совершенно не задумываясь о желаниях, предпочтениях и привычках потенциальных покупателей, получаются игры, которые часто становятся "народными". Результаты такого подхода предсказуемы – игроки, чьи вкусы неожиданно сошлись со вкусами разработчиков возводят игру в культ, в то время как все прочие недоуменно покручивают пальцем у виска, не понимая, как в это вообще можно играть.

Само собой, денег на достойную рекламную компанию у TaleWorlds не было, поэтому задачу по популяризации игры взяли на себя фанаты, с чем, в силу своих возможностей, успешно и справились. Комьюнити M&B вообще можно считать неотъемлемой частью команды, потому как без их активности в медиа и бесчисленных модов игра, скорее всего, загнулась бы очень быстро. В общем, деньги собрали, популярность получили – нужно двигаться дальше, но в каком направлении? Логичнее всего было бы постараться расширить потенциальную аудиторию, сделав игру более дружелюбной к рядовому геймеру и приложить больше усилий к визуальной части, как к самому продающему аспекту практически любой игры. Но TaleWorlds продолжали игнорировать запросы основной массы игроков, а всё внимание сконцентрировали исключительно на желаниях фанатов.

Куда же без модификаций по Звездным Войнам
Куда же без модификаций по Звездным Войнам

Результатом такого подхода к развитию франшизы стал выход Mount & Blade: Warband. Фанаты, ожидаемо, оказались в восторге и продолжали резвиться на форумах, в то время как большого наплыва новых игроков, опять же ожидаемо, замечено не было. Я не собираюсь упрекать в излишнем консерватизме ни TaleWorlds, ни комьюнити, но уже на момент выхода Warband стало понятно, что шагая на узком поводу у собственных почитателей, разработчики упускают возможность вывести игру на новый уровень. Mount & Blade – проект с невероятным потенциалом и ему просто необходима денежная инъекция, которую фанаты, при всё своём желании, обеспечить не смогут.

Кажется, разработка немного затянулась
Кажется, разработка немного затянулась

Как человек, который наиграл в обе части M&B не одну сотню часов я всё ещё рьяно жду Mount & Blade II: Bannerlord, но в то же время понимаю, что вторая часть снова выглядит не как полноценное продолжение, а как экспресс-доставка хотелок для фанатов. Опубликованные недавно записи геймплея Bannerlord заставляют вспомнить 2012-й, когда от увиденного я бы не спал ещё несколько ночей, но возвращаясь в настоящее время становится очевидно, что игра безнадёжно опоздала. Да, количество мелких дополнений и апгрейдов впечатляет, но по самой своей сути и общему уровню исполнения – это всё ещё тот самый первый M&B 2008 года.

Видите здесь motion capture анимацию? Вот и я не вижу, а она есть
Видите здесь motion capture анимацию? Вот и я не вижу, а она есть

Ещё раз. Я не осуждаю TaleWorlds за выбранный ими путь развития серии, пожалуй, в нем даже больше достоинства, чем в альтернативном, но в то же время я не могу избавиться от мыслей о том, каким бы мог быть Mount & Blade II, не будь у разработчиков такого навязчивого страха обидеть фанатов. Только представьте себе M&B2, который отличается от первой части так же, как отличается третий Ведьмак от первого. А ведь этого экспоненциального качественного роста польской трилогии от странноватой RPG на древнем Aurora Engine до одной из самых массивных и высокооцененных игр за всю историю индустрии не случилось бы, сосредоточившись CD Projekt на запросах тех, кому первый Ведьмак безоговорочно зашел (а ведь таких было не мало).

Конечно, ребята из TaleWorlds всё-равно большие молодцы (в конце концов, они пытаются довести до ума обширный и сложный проект, а не пилят очередную королевскую битву). Возможно, они не умеют делать массовые игры, возможно, не хотят, а может быть, боятся потерять своё уютное место в уникальной нише. Как бы там ни было, Bannerlord рано или поздно выйдет, и я очень советую всем неравнодушным её купить. Не скачать, а именно купить. Важные дяди из EA и Ubisoft без куска хлеба не останутся при любых раскладах, а талантливым ребятам из Турции, в случае коммерческого провала, придётся ехать на стройку в Москву, вместо того, чтобы делать для нас уникальные средневековые песочницы.

Материалы про другие игровые серии:
С чего начиналась серия Battlefield
Будущее серии Assassin's Creed
Как умирала серия Need For Speed

Мои каналы в соцсетях и мессенжерах:
Канал Telegram | Паблик ВК | Канал ТамТам