В Историческом музее хранится уникальное собрание детских рисунков середины и второй половины 1910-х гг. На рисунках по-детски непосредственно, но очень талантливо и своеобразно отражены события Первой Мирой войны.
В ХХ столетии детское творчество явилось одним из важнейших открытий в сфере искусства. Увлечение им как новым источником эстетического восприятия мира, его отражения и переживания было близко некоторым течениям профессионального искусства, прежде всего примитиву, который вдохновлялся детскими рисунками наравне с народным творчеством и искусство архаических эпох.
Возведенное таким образом в ранг «высокого искусства», творчество детей обрело своих ценителей, собирателей и исследователей.
В 1919 года Исторический музей приобрел уникальное собрание детских рисунков у известного ученого В. С. Воронова, а именно более 1600 графических листов, из которых три четверти относятся к событиям Великой войны.
Воронов писал:
«Я думаю, что среди всех этих обстоятельств, больших и малых, быть может и скромное, но живое, искреннее и не заменимое ничем другим место займут рисунки наших детей, так же как и мы, захваченных общим движением и неравнодушных к мировым событиям.....В будущей громадной летописи о наших днях должны быть строки, вписанные рукой наших детей, и их рисунки, непосредственно отражающие то, что они видели и о чем думали»
Коллекция В. С. Воронова составлена из рисунков детей старшего дошкольного возраста и младших классов, учащихся городских училищ и средних учебных заведений Москвы.
В ней преобладают работы учеников мужской гимназии имени М. В. Ломоносова и частично реального училища И. И. Александрова, где Воронов долгие годы преподавал рисование. Почти все эти рисунки по свидетельству самого собирателя, исполнялись не на уроках, а дома — как работы на свободные темы, без помощи и указаний учителя, под влиянием событий и настроений, которыми жил город и его жители в военные годы.
Все детские рисунки можно разделить на две группы:
1. Отображение свидетельств войны. Лазареты, перевозки на автомобилях раненых солдат, санитарные вагоны трамваев, вагоны-теплушки на вокзалах, сбор пожертвований, сестры милосердия, пленные, выгрузки раненых, толпы горожан, изображения оружия.
Все рисунки были выполнены на основе реальных сцен, представших перед глазами детей.
2. События, происходившие непосредственно на театрах военных действий. Сражения на суше, на море и в воздухе.
Материалом для этих рисунков служили рассказы, услышанные или прочитанные детьми раньше, телеграммы и газетные описания, воспоминания участников войны, журнальные иллюстрации и воображение.