В 2016 свой семидесятилетний юбилей отпраздновал бы завод АЗЛК или Москвич. Увы, самого юбиляра на торжествах не было, в 2010 его увы, ликвидировали и похоронили. Хотя и с днем рождения тут штука загадочная. Дело в том, что свою историю предприятие начало задолго до 1946, а именно с декабря 1930, правда именовался это объект тогда КИМ или Коммунистический Интернационал Молодежи. Ну а поскольку Москвич это приемник КИМа, то с него мы и начнем. И начнем с 30-х годов прошлого века.
Предприятие было построено при участии и содействии американской корпорации Форд, нет вовсе не потому, что Генри Форд пытал слабость к коммунистам, он просто хотел заработать. Завод назвали по тогдашнему модно КИМ и начал он делать грузовики Ford АА и легковушки Ford A.
Через десять лет в 40-м, молодые советские инженеры представили модель, хотелось бы сказать собственной конструкции КИМ 10, но это было не так, это был хоть и новейший по тем временам, но все же Фордовский автомобиль Perfect.
Отцу народов, читай Сталину машина понравилась, ведь ее цена должна была не превысить 2500 довоенных рублей. 26 апреля 1941 с конвейера сошло 5 опытных образцом КИМ 10, они даже участвовали в первомайском параде. До конца года же, из ворот предприятия должно было выехать аж 50 тысяч экземпляров. Был даже разработан авто с кузовом фаэтон КИМ 10-51.
Увы! Всему помешала война. Проект за ненадобностью закрыли, а завод стал работать на оборону. И вот сразу после окончания второй мировой к идее посадить каждого советского человека на собственный автомобиль вернулись вновь, что на мой взгляд довольно странно, учитывая какую гигантскую работу нужно было провести что бы восстановить покалеченную войной страну. Впрочем желание путешествовать у людей было всегда. Но дело не в этом, скорее всего загадка лежала на поверхности. Во время нахождения советских войск в Германии в руки военного командования попадают чертежи и собственно предприятия заводов Opel, а именно модель Kadett K 38, фирма правда уже тогда принадлежала GM.
Все это спешно вывозится в Москву, но, есть одна загвоздка, Kadett был двух дверным, нашим же инженерам предстояло в самые короткие сроки добавить к нему еще две дверки, ну не любил Усатый Хозяин машинки с двумя дверями. Правда и эти двери были позаимствованы у другого Opel Olympia.
Но не суть, главное, что 2 декабря 1946 года из ворот завода КИМ выехал первый Москвич 400. С началом выпуска и завод переименовали в МЗМА, но Москвич как-то благозвучнее. Кстати мотор этой машины еще долго служил заводу, пусть и переработанный, но этот двигатель было можно встретить на всех без исключения Моделях до 408. Но это было уже позднее. А тот первый 400 выпускался вплоть до 54 года.
Кстати именно на АЗЛК сделали кабриолет на его базе и даже полудеревянный фургон. Это потом на заводе разработали первый в СССР цельнометалический универсал, спортивные родстеры и купе 404 и 407, гоночные формулы.
Это позднее машины без каких либо поломок преодолели фантастический по протяженности и трудности марафон 1958 года Лондон-Мехико и стали экспортироваться не только в Европу, но и в Америку. Это в 60-х завод переименовали в АЗЛК, а его перспективную заднемоторную разработку передали в Запорожье но новый завод ЗАЗ, зарубили на корню кучу разработок, включающих в себя кроссоверы и даже микроавтобусы и минивены и окончательно сократили финансирование всех перспективных моделей.
В стране появился новый гигант ВАЗ. И иметь две модели в одном сегменте посчитали излишним. Так появилась машина с именем собственным Алеко или Москвич 2141, он скорее был французской Симкой, правда только внешне.
Дышавшее на ладан предприятие пытались спасти и не раз. Но российским нуворишам было интереснее вкладываться в покупку нефтяных и газовых месторождений суливших большие барыши и причем сразу. А поднимать предприятие, вкладывать в него средства и годами ждать прибыли, не хотелось никому. Назначенный директор господин Асатрян, уволил всех перспективных инженеров, и стал творить что-то совершенно невообразимое. Вся семья и родственники у него на "азлыке" работали.
Я был на заводе в 90-х, и видел как с конвейера, буквально на руках, рабочие свозили готовые образцы машин. Почему на руках? Да просто финальный процесс, когда кузов подходит в специальный отсек, где происходит так называемая женитьба с двигателем пропускали. Ну не было для этих "калек" моторов. Так и стояли эти поделки во дворе.
Потом поступило выгодное предложение от французского Renault, они собирались взять в аренду и выкупить простаивавшие цеха. Как сейчас помню как тогдашний мэр Юрий Лужков и вице-мэр Валерий Шанцев облачившись в халаты прикручивали бампер к появившемуся тогда Renault Clio седан. Луи Швейцер, а потом и Карлос Гон, были прозорливы и талантливы. Благодаря последнему альянс Renault-Nissan вообще выжил, еще и АвтоВАЗ к рукам прибрал. Совместное предприятие Правительства Москвы и Альянса позволило французам закрепиться на рынке недорогих автомобилей. И в последствии наладить не отверточную, а конвейерную сборку Renault. Правда вот спасать Москвич в его планы ну никак не входило.
АЗЛК хирел, и в конце-концов почил в бозе. Уникальные экспонаты музея сохранили лишь чудом, они сейчас на Рогожском валу стоят. А самого завода уже нет. Увы. Он попросту не пережил, а может и не захотел видеть пляски на собственных костях.