Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о центральных районов столицы Татарстана. В первой части очерка наш колумнист Алексей Клочков вспоминает, какие в ново-савиновском районе были поселения и как раньше назывались нынешние улицы.
В плане Ново-Савиновский район представляет собой, по сути, равносторонний прямоугольник, левой (западной) стороной которого являются начальный участок улицы Декабристов и проспект Ибрагимова, верхней — северный ход железнодорожной магистрали Москва — Екатеринбург, а восточную и южную составляет русло Казанки, поворачивающее у стадиона «Казань Арена» почти что под прямым углом. Если мерить его такими измерениями, то Козья слобода находится в левом нижнем (юго-западном) углу этого квадрата, а древнее селение Савиново, давшее название всему современному жилому массиву — в правом верхнем (северо-восточном).
Селение Савиново гораздо старше Козьей слободы — об этом можно судить хотя бы по названию, которое явно имеет тюркские корни, то есть, восходит еще к ханскому периоду. По одной из версий, название ему было дано по имени казанского хана Саин–Гирея, казанского хана из крымской династии. Позднее татарское слово Саин, переродилось в русское Савин. И Саиново стало Савиново, как Ахметево — Ометьево. В списке же «Дозорных книг» за 1623 год Савиново упоминается в числе приходских деревень дворцового села Борисоглебского. Как я успел убедиться, мало кто из казанцев может сегодня указать, где же находится историческое село Савиново. А, между тем, найти его совсем нетрудно — оно притаилось за зарослями в том месте, где улица Гаврилова круто отворачивает от Казанки в сторону авторынка.
Это село — единственный уголок старины в Ново-Савиновском районе — состоит из нескольких Кадышевских улиц и небольшой площади, на которой расположилась уютная церковка «Живоносный источник». Храм, утраченный в 1930-е годы, возобновлен на новом месте относительно недавно, в 1999 году, а вот часовня, являющаяся его алтарем, построена еще в давние времена. Среди местных жителей бытует интересное предание о появлении церкви. Когда-то очень давно во время наводнения, приплыла на доннике по реке Казанке и прибилась у кладбища деревянная часовенка. Местные крестьяне, решив, что это знак с небес, вытащили ее на берег. Внутри часовенки увидели икону Живоносного источника, которая стала излечивать больных и давать силы отчаявшимся. Потом эту икону перенесли в новую церковь, построенную в 1799 году. Говорят, в тридцатые годы чудотворная икона была разрублена топором неким активистом-безбожником, а небольшой ее кусочек многие десятилетия сохраняла у себя одна из местных жительниц. Она-то и рассказала Георгию Фролову легенду о старой часовне, которую я записал с его слов.
Согласно сельским преданиям, под часовней «похоронен барин Изусаев из Ливадии с родичами», иными словами, старинная часовня является фамильным склепом. Действительно, в подвале часовни и сегодня можно увидеть три могильных холмика с крестами. Кто же такой «барин Изусаев»? Ответить на этот вопрос помогла исследователь Л.Е. Титова, отыскавшая в «церковных ведомостях» за 1906 год запись следующего содержания: «Каменная часовня-усыпальница построена в 1891 году в селе Савиново за церковной оградой, рядом с колокольней, с правой стороны, казанским купцом В.И. Заусайловым по распоряжению епархиального начальства, выраженному в указе Казанской духовной консистории от 13 июля 1891 года №5005». Стало быть, «барином Изусаевым» оказался не кто иной, как выходец из старообрядческого купеческого рода Василий Иванович Заусайлов, основатель банкирской конторы «А.А. Печенкина и Ко», да при этом еще и страстный археолог. А.А. Печенкина была матерью В.И. Заусайлова, а компаньонами конторы считались трое — она сама, ее сын Василий и В.В. Мартинсон. О том, как расцвел, а во время Русско-японской войны лопнул банкирский дом В.И. Заусайлова, написано немало, и нет нужды все это повторять. Но в контексте нашего повествования стоит вспомнить о другой всепоглощающей страсти В.И. Заусайлова, никак не связанной с коммерцией — археологическими раскопками. Ему удалось собрать уникальную коллекцию древностей, которая включала в себя 11 000 предметов, относящихся к каменному, бронзовому и железному векам. К сожалению, большая часть коллекции В.И. Заусайлова утеряна, а то, что осталось от нее, находится вне пределов сегодняшней России. Наиболее ценным артефактом коллекции было древнее каменное копье, найденное В.И. Заусайловым на северо-восточной окраине поселка в дюнах правого берега Казанки близ Савиновской водяной мельницы.
Деревню Савиново включили в состав Казани в 1914 году, после очередной переписи населения, однако в советские годы вновь вычленили из городской черты и приписали к Высокогорскому району. Только в 1994 году этот населенный пункт стал составной частью вновь образованного Ново-Савиновского района, выделенного, в свою очередь, из бывшего Ленинского района города Казани.
Продолжение следует