Найти тему

В круге первом. О книге и сериале.

В год столетия со дня рождения Солженицына (и десятилетия со дня его кончины) все вспоминают о нём и читают и перечитывают его произведение. Написав несколько текстов о нём самом, я решил попробовать написать и о его произведениях. В данный момент перечитывая роман «В круге первом», я решился написать о нём.

Первое издание книги в СССР. 1990.
Первое издание книги в СССР. 1990.

Это автобиографическое по своей сути произведение, написанное Александром Исаевичем в 1955 – 1958 годах. Оно повествует о работе Марфинской шарашки, в которой он находился с 1947 по 1950 годы. В романе описаны три дня декабря 1949 года – это любимая Александром Исаевичем камерность, которая проявится в повести «Один день Ивана Денисовича» и в его эпопее «Красное колесо». На шарашку он попал, будучи по своей специальности математиком и до Марфина успел поработать в Рыбинске и Загорске (Сергиевом Посаде). В Марфине Солженицын начал работу над автобиографической поэмой «Дороженька» и повестью «Люби революцию», задуманной изначально как прозаическое продолжение «Дороженьки». В 1964 году для возможной публикации роман был переделан – прежде в нём было 96 глав («Круг-96»), а теперь стало 87 («Круг-87»). Была изменена и линия с Володиным. Но даже и в таком виде роман не был напечатан и распространялся в самиздате. В 1965 году конфискован КГБ. В 1968 году опубликован на Западе, тогда же Александр Исаевич восстановил и первоначальную версию с небольшими изменениями. В 1990 году роман был впервые напечатан в СССР.

Сталин в исполнении Игоря Кваши ("В круге первом", 2006, режиссёр - Глеб Панфилов).
Сталин в исполнении Игоря Кваши ("В круге первом", 2006, режиссёр - Глеб Панфилов).

И неудивительно, что его не давали печатать – это крайне острый в идеологическом плане роман. В нём были изложен материал и заложены сюжеты для будущих произведений автора – в частности. «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо». Герои в нём ведут порой довольно ожесточённые идеологические и мировоззренческие споры. Самое главное то, что в нём очень хороша видна атмосфера жизни в СССР того времени – это атмосфера зажатости, удушения, когда душилось всё живое и просто невозможно было ни о чём нормально поговорить, чтобы не угодить в мясорубку ГУЛАГа. В свои последние годы Сталин становился всё более одержим паранойей, ему везде чудились враги, а остальные трепетали и подстраивались под очередную прихоть всё более сходившего с ума вождя.

Та самая книжка, которую я читал в 2006-м.
Та самая книжка, которую я читал в 2006-м.

Эту книгу я прочитал весной 2006 года, заканчивая учёбу в школе. Причём. прочитал самовольно, так как мне задавали «Матрёнин двор», но в библиотеке не было, зато было новенькое издание «Круга». И я взял читать эту книгу, тем более, что в январе того же года на телеэкраны вышел сериал по ней, очень мне понравившийся. В итоге, я писал сочинение на тему образа Иннокентия Володина, который вызвал у меня на тот момент наибольший интерес (что неудивительно для несколько демшизнутого меня, каковым я был в то далёкое время, слушателя «Эха Москвы» и стихийного оппозиционера, у которого, впрочем. в голове была просто дикая идеологическая каша) – кто бы мог подумать, что такие сочинения будут писаться в российской школе за 20 лет до этого? Впрочем, сейчас я бы предпочёл сочинение про Спиридона, Нержина или Сологдина. Но это сейчас, а тогда меня заинтересовал именно Володин. Что интересно – не так давно появилась карикатурная женская вариация Володина, которая наслушалась «Эха» и стала сообщать информацию в украинское посольство.

Валентуля Прянчиков в исполнении Евгения Стычкина в экранизации 2006 года.
Валентуля Прянчиков в исполнении Евгения Стычкина в экранизации 2006 года.

Солженицын, что бы о нём не говорили, это прекрасный писатель, писатель талантливый. Хотя, конечно, нельзя не отметить того, что этот роман имеет свои недостатки – провисшие линии некоторых персонажей, минимальны причинно-следственные связи между действиями героев, действие практически не движется и так далее. Но, будем честны, это произведение начинающего автора, ещё незрелое, но явно уже с задатками прекрасного писателя, наследника русской классической литературной традиции. К тому же у него прекрасный сатирический талант. Скажем, невозможно без смеха читать «Улыбку Будды» или про пародийный судебный процесс над князем Игорем. Чувствуется настоящий талант, который ещё нуждается в развитии, в совершенствовании. И Солженицын действительно проделал этот процесс над своим творчеством.

Дворник Спиридон Егоров (Михаил Кононов) в экранизации 2006 года.
Дворник Спиридон Егоров (Михаил Кононов) в экранизации 2006 года.

Здесь я бы хотел процитировать Егора Холмогорова:

««Круг» это такой завершающий этап советски-антисоветского Солженицына, после которого начал развиваться русский Солженицын. И из того идеологического компота, эклектики, ну или если хотите – полифонии, которые представлены в романе, выкристаллизовываются собственно солженицынские идеи. При этом книга нечеловечески крутая. Не будучи романом, будучи почти лишена развития сюжета, она представляет собой целый ряд срезок-зарисовок советского общества 1949 года – общежитие на Стромынке, прогулка Иннокентия и Клары у Рождества, прогулка Яконова по Москве с флешбеком к истории Агнии (Агния – это вообще один из лучших моментов и в романе и, пожалуй, во всей русской литературе). А главное – «Круг» – это невероятная галерея скульптурных портретов персонажей. Солженицын как портретист просто бесподобен. История Спиридона – это что-то вообще за гранью возможного, этакий русский ответ на «Подлинную историю Жака Простака» Тьерри. При этом Солженицын как бы проглатывает и переваривает всю советскую литературу. Его роман это одновременно: городская проза, деревенская проза, лагерная проза, производственный роман, идеологический и политический роман, бытовой роман про девочек и эротика до кучи. Вся позднесоветская литература может рассматриваться как попытки «обойтись без Солженицына» – где-то удававшиеся неплохо, как в деревенской прозе, где-то удававшиеся потому, что он «глубоко не лез», как в военной прозе, где-то удававшиеся в общем-то гораздо хуже, чем у него, как в прозе городской. Трифонов, при всём уважении, Солженицыну «Круга», конечно, не конкурент, а всевозможные Аксёновы просто не доезжают до города... Любопытно, что все более-менее образованные и что-то читавшие авторы – черпали из «Круга» горстями, пользуясь тем, что его мало кто читал. Я, походу, нахожу уйму реминисценций, но самая впечатляющая, конечно, – клонирование Стромынского общежития в общежитие «Москва слезам не верит». Черных, конечно, проделал это талантливо – он снизил уровень с аспирантского до рабочего и произвёл ряд красивых инверсий – например у Солженицына аспирантка Даша выдает себя за работницу бани, а Людмила в фильме, работница хлебозавода, потом химчистки, выдаёт себя за аспирантку... (кстати, имя главной фифы, Людмила, тоже из общежития на Стромынке). В общем, «Круг» это такой литературный космос. И, до кучи, это ещё и интеллектуально-постмодернистский роман, в котором постоянно идут цитаты, упоминания книг, интеллектуальные разговоры, пародийные истории, типа суда над князем Игорем или фантастической речи полуграмотного лектора Рахманкула Шамсетдинова «Возьмите вы воду, вот хотя бы воду в этом графине, – ей восемнадцать градусов, и она простая вода». Прям полноценное предчувствие всевозможных «грузинских Сократов». Это, если угодно, конспект, реферат, того, чем могла бы быть русская литература в 1950-70-е годы при её естественном развитии, но чем она так и не стала, раздробившись, измельчившись, столкнувшись с тем, что естественный для неё большой нарратив был запрещён и заменён блевотным казённым большим нарративом, который, разумеется, убивал всё живое и был обречён».

Перейдём к героям романа.

Александр Солженицын и Глеб Нержин (Евгений Миронов).
Александр Солженицын и Глеб Нержин (Евгений Миронов).

Альтер-эго автора, точнее, он сам – это, конечно же, Глеб Нержин. Биография Глеба Нержина – это биография самого Солженицына. Офицер-артиллерист, попавший в лагеря, сумевший попасть на шарашку и пишущий свои размышления о революции и сомневающийся всё больше в официальной идеологии, готовящийся порвать с большевицкой идеологией уже навсегда и стать по-настоящему русским – это реальный Солженицын. Надя Нержина – это, конечно же, Наталья Решетовская, его первая жена, которая мучается вопросом – развестись ли ей, чтобы избавиться от родства с «врагом народа», тем более, что неизвестно, когда Глеб выйдет на свободу, или же сохранить ему верность. (В декабре 1948 года Наталья Решетовская развелась с Александром Солженицыным, после его возвращения они снова поженились, но ненадолго – Александр Исаевич встретил Наталью Светлову, с которой, в итоге, и прожил всю свою последующую жизнь и имел от неё троих сыновей, наследников рода Солженицыных). Собственно, как роман стал важной вехой в окончательном переходе Александра Исаевича на русские патриотические, консервативные, абсолютно правые позиции, так и в самом романе мы видим этап его отхода от того, что навязывалось ему в детстве, это был переход к раздумьям, размышлениям. Если молодой капитан Солженицын нещадно ругал Сталина за искажение им ленинских заветов, то более зрелый Солженицын провозгласил. Что никакого сталинизма не был и ни в чём Сталин не исказил ленинских заветов, а как раз преумножил и усиленно воплощал на практике.

Лев Копелев и Лев Рубин (Алексей Колубков).
Лев Копелев и Лев Рубин (Алексей Колубков).

Лев Рубин, убеждённый марксист, бывший майор Красной Армии, филолог, германист, симпатизировавший немецкому народу (за что и попал в лагерь) – это другой сосед Солженицына по шарашке, Лев Зиновьевич Копелев. Еврей, киевлянин, убеждённый марксист, в юности был троцкистом, за что даже арестовывался и некоторое время провёл в тюрьме, затем стал сталинистом. Из-за знания немецкого на фронте служил военным пропагандистом, работал с немецкими военнопленными, склонял немцев сдаваться в плен. А пленных – к сотрудничеству с советской властью. Была арестован из-за того, что «проявил неприемлемую жалость к противнику» - выступал против жёсткого обращения с немецким мирным населением. К Солженицыну-Нержину Копелев-Рубин потянулся потому, что тот тоже был офицер Красной Армии, который в плену не был, то есть был «нашим советским человеком», к тому же был арестован примерно в то же время, что и он, и тоже в Восточной Пруссии. Однако стало ясно, насколько они уже расходятся. Впрочем, это не мешало совместной работе. Впоследствии Копелев станет диссидентом, будет исключён из партии за протесты против ввода войск в Чехословакию, а потом будет лишён советского гражданства и останется жить в Германии, где и закончит свои дни. Копелев был другом немецкого писателя Генриха Бёлля, у которого после своего изгнания бывал и Солженицын.

Дмитрий Панин и Дмитрий Сологдин (Сергей Карякин).
Дмитрий Панин и Дмитрий Сологдин (Сергей Карякин).

Дмитрий Сологдин, романтический идеалист, любивший всё рыцарственное, возвышенное, человек с древнерусским иконным видом, похожий на Александра Невского (которого в романе он критикует), религиозный человек, нежно любящий свою жену – это, конечно же, Дмитрий Панин. Талантливый инженер, он происходил из семьи присяжного поверенного Михаила Панина, бывшего офицером в Первой мировой, и дворянки из рода Опряниных. Родители Панина были люди религиозные, посещали церковь Девяти мучеников Кизических в Девятинском переулке (там же жил Панин до самого своего ареста) и категорически не приняли власть большевиков. Мать Дмитрия была даже страстной сторонницей Патриарха Тихона, активно принимала участие в жизни Церкви. Своей принадлежности к православию и веры в Бога Дмитрий не скрывал ни во время переписи 1937 года, ни на следствиях в 1940 и 1943 годах. Из-за своего происхождения, чтобы получить высшее образование, был вынужден три года отработать на Подольском цементном заводе. Работал конструктором в КБ №25 Наркомата боеприпасов. Арестован был по доносу своего хорошего знакомого перед защитой диссертации. Получил в первый раз 5 лет лагерей и отбывал срок в Вятлаге, там был в 1943 году арестован по обвинению в подготовке восстания и получил 10 лет лагерей. Был переведён в Воркутлаг, оттуда переведён на шарашку в Марфино в октябре 1947 года. В 1950 году вместе с Солженицыным отправлен в Степлаг в Экибастузе. Освобождён в 1953 году, был в ссылке, из которой освобождён в 1955 году и в 1956 году вернулся в Москву. Работал главным конструктором в НИИ «Стройдормаш». Жена дала ему развод ещё в 1951 году, он предложил ей снова вступить в брак, но с условием обвенчаться в церкви. Та отказалась и Дмитрий счёл себя свободным. А потом уже встретился с Иссой Гинзберг-Черняк, которая служила в войсковой разведке, а теперь была преподавательницей французского языка. Исса крестилась и обвенчалась с Дмитрием. В 1972 году панины эмигрировали. Сам он, к тому времени, стал католиком (пришёл к этому в 1959-м, в 1971-м принял официально), однако в эмиграции разочаровался в католицизме и вернулся в православие, чтобы оставаться в нём до самой своей смерти в 1987 году, в Париже.

Лев Рубин, Глеб Нержин и Дмитрий Сологдин.
Лев Рубин, Глеб Нержин и Дмитрий Сологдин.

Сологдин и Рубин – это два непримиримых оппонента, ведущих жаркий и нещадный спор, в котором правое, консервативное сознание сталкивается с левым, марксистским.

- Французская революция, через сто пятьдесят лет после неё – тупой бунт черни, наваждение дьявольских инстинктов, истребление нации – не так ли?
- Разумеется!! И попробуй доказать обратное! Всё величие Франции кончается восемнадцатым веком! А что было после бунта? Пяток заблудившихся великих людей? Полное вырождение нации! Чехарда правительств на потеху всему миру! Бессилие! безволие! ничтожество!! прах!!! <...> И никогда уже Франция не поднимется! Разве только с помощью римской церкви!
- И вот ещё: для тебя Реформация – не естественное освобождение человеческого разума от церковных вериг, а...
- Безумное ослепление! лютеранское сатанинство! Подрыв Европы! Самоуничтожение европейцев! Хуже двух мировых войн!

Впрочем, насчёт римской церкви Сологдин предсказуемо ошибся, да и не понимал, что именно из неё и произошла протестантская ересь. Об этом я писал в своей статье о «Тартюфе», где продолжил мысль Хомякова и Достоевского о том, что именно из католичества вышла современная западная цивилизация. Которая сегодня находится в состоянии полного самоуничтожения. Именно из католичества произошли протестантизм и идеология Просвещения, а там уже и коммунизм и атеизм. Последовательно критиковал и говорил о пагубности идей Просвещения и сам Солженицын. Возможно, что со временем Панин-Сологдин всё это понял и потому вернулся в Православие.

Иннокентий Володин в исполнении Дмитрия Певцова в экранизации 2006 года.
Иннокентий Володин в исполнении Дмитрия Певцова в экранизации 2006 года.

Иннокентий Володин конкретного прототипа не имеет, но он является главным героем другой линии романа. Дипломат. Ожидающий скорого назначения в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, женатый на дочери прокурора, сын революционного матроса, погибшего во время подавления Тамбовского восстания, и девушки из хорошей дворянской семьи, которая всю жизнь любила другого человека и была носительницей той старой культуры, которая была убита большевицкой властью. Володин находится в поисках, он начинает понимать, что режим, которому он служит – преступный и опасный для всего человечества. Он читает мамины дневники и письма на французском языке, он слушает своего дядю Авенира, живущего в деревне и хранящего газеты, в которых содержится неудобная для режима информация. Он научается читать между строк газетные заголовки и выясняет, как обстоят дела в стране на самом деле. Он – поклонник философии Эпикура. И вот, когда ему становится известно, что советский агент получит информацию об атомной бомбе и она станет достоянием большевицкой власти, он звонит в американское посольство и сообщает об этом факте военному атташе. Как было отмечено Егором Холмогоровым, данный поступок является крайне сомнительным и весьма спорным, особенно в рамках концепции атомного православия, провозглашающей, что атомная бомба нам нужна для того, чтобы сохранить наши святыни и сохранить православную Россию.

-12

В январе 2006 года на экраны ТВ вышла экранизация книги, сделанная Глебом Панфиловым. К работе над сериалом был привлечён сам автор, который написал сценарий и читал закадровый текст. Сериал имеет отличия от книги, вполне понятные. Конечно же, он отметился весьма интересными и яркими актёрскими работами. Бесспорной удачей стал сыгравший Нержина-Солженицына Евгений Миронов – отмечали его схожесть с молодым Александром Исаевичем, к тому же он уже сыграл князя Мышкина, а через несколько лет после «Круга» сыграл Достоевского. Совсем недавно он сыграл Ленина, причём так, что коммунисты должны были бы просто быть в восторге (однако они привычно обругали сериал «Демон революции», где сыграл Миронов). В целом, на мой взгляд, у Миронова роль получилась.

Прекрасно справились со своими ролями и малоизвестные актёры Алексей Колубков (Рубин-Копелев) и Сергей Карякин (Сологдин-Панин). Сам автор отметил удивительное сходство персонажа романа и образа, созданного Карякиным – настолько удачен был выбор режиссёра. Пожалуй, весьма интересным ходом режиссёра было перемещение спорщиков, Рубина и Сологдина, во времени – в современную Москву. И оба они, в зэцких комбинезонах, спорили на фоне Кремля, на Софийской набережной, не замечая ничего вокруг себя.

Иннокентий Володин (Дмитрий Певцов) и Дотнара Володина, урождённая Макарыгина (Ольга Дроздова). На фото Володин - в форме, которую ввели для дипломатов в позднесталинские послевоенные годы.
Иннокентий Володин (Дмитрий Певцов) и Дотнара Володина, урождённая Макарыгина (Ольга Дроздова). На фото Володин - в форме, которую ввели для дипломатов в позднесталинские послевоенные годы.

Иннокентия Володина сыграл прекрасный актёр Дмитрий Певцов, однако, несмотря на то, что он сыграл довольно неплохо дипломата-мажора, всё же в сериале не был полностью раскрыт его образ, не было полностью показано, как он пришёл к своим сомнениям и не было, конечно же, эпизода с Кларой, с поездкой в Рождество. Дотти, его жену, сыграла реальная жена Певцова, Ольга Дроздова – хотя в книге Дотнара выглядит совершенно не так, но образ получился прекрасным.

Свидание Герасимовичей (Инна Чурикова и Игорь Скляр).
Свидание Герасимовичей (Инна Чурикова и Игорь Скляр).

Также можно отметить удачные роли Прянчикова (Евгений Стычкин – после просмотра сериала другим Валентулю ты уже не представляешь), Герасимовича (Игорь Скляр), его жены (Инна Чурикова – уже пожилая актриса сыграла вполне ещё молодую женщину, которая стала в несколько лет старухой, но сыграла хорошо, сцена свидания Герасимовича с женой не могла не потрясти зрителя) и Бобынина (Андрей Смирнов). Интересен и Руська (Олег Харитонов), авантюрист с трагической судьбой.

Последний разговор Спиридона (Михаил Кононов) и Нержина (Евгений Миронов).
Последний разговор Спиридона (Михаил Кононов) и Нержина (Евгений Миронов).

Не могу также не отметить и последнюю роль Михаила Кононова (известного нам всем как Нестора Петровича), сыгравшего одного из самых глубоких и интересных персонажей книги – дворника Спиридона Егорова, чья судьба – трагическая судьба простого русского мужика. И ему просто не можешь не сочувствовать. Михаил Кононов действительно сумел показать этого простого русского человека, который сильно пострадал от процессов, происходивших в нашей стране в первой половине ХХ века. Ну и другие персонажи, конечно же.

В целом, я могу сказать, что эту книгу я рекомендую к прочтению. Она того действительно стоит. В год Солженицына нужно читать его книги – это самый лучший способ почтить память писателя. Поэтому, в год Солженицына – читаем Солженицына.