Найти в Дзене

Памяти Александра Солженицына. 10 лет со дня кончины.

10 лет назад, 3 августа 2008 года ушёл из жизни один из великих русских писателей и мыслителей не только ХХ столетия, но и в целом всей русской истории. Он всего несколько месяцев не дожил до 90-летнего юбилея. Он прошёл весьма трудный жизненный путь, который отобразился в его книгах.

-2

В наши дни он, по словам Егора Холмогорова, "оказывается политическим пророком, формирующим повестку будущей державной политики, а расставленные его публицистикой вехи – практически статьями конституции становящегося русского порядка". И это в самом деле так. Ведь наш Президент Владимир Путин - это, во многом, именно ученик Солженицына. Солженицын - один из учителей Путина наряду с Иваном Ильиным, который лежит вместе с Александром Исаевичем в некрополе Донского монастыря, и Юрием Кирилловичем Толстым, ныне живущим, убеждённым консерватором по своим взглядам. Владимир Владимирович говорил об Александре Исаевиче:

-3
Каждый раз был поражён, насколько Солженицын — органичный и убеждённый государственник. Он мог выступать против существующего режима, быть несогласным с властью, но государство было для него константой (24 мая 2009)
-4

В 1994 году, когда Солженицын вернулся на родину после изгнания (не слушайте лгунов, которые повторяют как автоматы про то, что он якобы "сбежал из СССР" - его именно выслали из страны в принудительном порядке), он выступил в Государственной Думе. Приведу цитаты по этому поводу двух известных российских либералов. Вот это - Егор Гайдар:

Я с грустью воспринял выступление Солженицына. Мне было печально видеть, как многие его слова доставляют искреннее удовольствие представителям коммунистической фракции

А это - Алла Гербер:

Мне плакать хотелось после этого выступления, да и не только мне. Многие из нашей фракции «Выбор России» сидели опустив глаза — нам было обидно, стыдно, грустно... Мы прощались со своим Солженицыным

А всё просто. Антисоветчик и русофоб, вопреки тому, что пытаются нам навязать современные необольшевисты, — не одно и то же. Солженицын не любил советской власти. Но русских и Россию — любил. Его глубоко и от всей души возмутило то, что он увидел, когда приехал в Россию — что сделала со страной ельцинская либеральная банда. И он говорил об этом с думской трибуны. Образ, который накрутили себе либералы, моментально порушился — потому как он был только в их головах. Через четыре года он обрушится с критикой в своей работе «Россия в обвале» и откажется от восстановленного Ельциным ордена Андрея Первозванного, сказав, что не может принять его из рук власти, доведшей страну и народ до такого состояния.

Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривлённым, самым нелепым путём.

Так говорил он в 1994 году. С тех пор путь этот спрямился и ситуация стала заметно лучше, чем тогда.

-5

Солженицын всегда был сторонником личности и деятельности великого русского государственного деятеля Петра Столыпина, который был убеждённым русским националистом. В своей вышеупомянутой работе "Как нам обустроить Россию?" Солженицын неоднократно упоминает его имя и вообще явно опирается на его идеи и взгляды.

Столыпин говорил:  нельзя создать  правового государства,  не имея прежде независимого гражданина: социальный порядок первичней и раньше всяких политических программ. А независимого гражданина  не может быть без частной собственности.
Жан-Мари Ле Пен и Илья Глазунов на фоне портрета Столыпина в Галерее Глазунова.
Жан-Мари Ле Пен и Илья Глазунов на фоне портрета Столыпина в Галерее Глазунова.

Образ Петра Аркадьевича даётся им в знаменитой эпопее "Красное колесо", где мы видим великого государственного деятеля, великого человека, русского патриота, русского националиста. Солженицын пишет, что в царском манифесте о роспуске второй Думы 3 июня 1907 года "прозвучала так невыносимая либеральному уху и так настойчиво-свойственная Столыпину русская нота". Вот что там говорилось:

Государственная Дума должна быть русскою по духу. Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто-русских.

По мнению Александра Исаевича,

"3 июня было началом великого строительства России. В раздражении не заметили, что кроме ограничений в третьиюньском законе было и расширение прав: земства, то есть народных интересов. По Столыпину, земство не было придатком к централизованной бюрократии, но — в древнерусском духе и в своих александровских формах — должно было становиться добротным основанием всего государства. Работоспособное, охочее земство, занятое не лихорадочной фрондой, не политикой, а упрочением и украшением народной жизни, было для Столыпина идеалом, до которого он хотел поднять и Думу".

И с этим трудно не согласиться.

В своей статье "Размышления над Февральской революцией", которая была текстом, не вошедшим в эпопею "Красное колесо", по поводу Столыпина Солженицын пишет следующее:

После первого гибельного круга послан был ему Богом Столыпин. Единожды в жизни Николай остановил  свой выбор  не на  ничтожестве, как  обычно, а  на великом  человеке. Этот  великий  человек  вытянул  из  хаоса  и  Россию, и династию, и царя.

В сентябре 2000 года Путин посетил Солженицына и между ними состоялся, в частности, такой разговор. Александр Исаевич показал ему портреты на стене своего кабинета:

Солженицын: Столыпин - справа, Колчак – слева.
Путин: Можно посмотреть?
Солженицын: Посмотрите, пожалуйста… Это самые великие деятели в России за весь XX век. За весь.
Путин: Знаете, есть идея, мне кажется, неплохая идея поработать над пропагандой его идей и увековечиванием памяти. Потому что у нас почти ничего нет. В Петербурге можно было бы сделать…
Солженицын: У меня всё изложено - все его идеи, всё изложено в «Красном колесе». И мы скоро их отдельным изданием издадим.

И сегодня Столыпин является одним из весьма почитаемых героев русской истории на высоком государственном уровне. Памятник ему стоит в центре Москвы, недалеко от здания правительства Российской Федерации. И здесь, конечно же, существенная заслуга Александра Исаевича.

-7

В заключение скажу несколько слов о Нобелевской лекции Александра Солженицына, написанной им в 1972 году. Егор Холмогоров отмечает:

Нобелевская лекция Солженицына — выверенный в каждом слове патетический текст во славу национальной литературы: «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его».

По его словам, Солженицын "именно после «нобеля» стал резко праветь, перестал скрывать свое славянофильство, и сегодня его поздние идеи и тексты лежат одним из краеугольных камней в фундаменте «путинизма»". Он действительно становится одним из выдающихся правых. консервативных мыслителей. Можно отметить, что идеи, высказанные в лекции, позже будут развиты в его знаменитой Гарвардской речи. произнесённой 40 лет назад. Вот, например, такой момент:

Дух Мюнхена — нисколько не ушёл в прошлое, он не был коротким эпизодом. Я осмелюсь даже сказать, что дух Мюнхена преобладает в XX веке. Оробелый цивилизованный мир перед натиском внезапно воротившегося оскаленного варварства не нашёл ничего другого противопоставить ему, как уступки и улыбки. Дух Мюнхена есть болезнь воли благополучных людей, он есть повседневное состояние тех, кто отдался жажде благоденствия во что бы то ни стало, материальному благосостоянию как главной цели земного бытия. Такие люди — а множество их в сегодняшнем мире — избирают пассивность и отступления, лишь дальше потянулась бы привычная жизнь, лишь не сегодня бы перешагнуть в суровость, а завтра, глядишь, обойдется... (Но никогда не обойдется! — расплата за трусость будет только злей. Мужество и одоление приходят к нам, лишь когда мы решаемся на жертвы.)
-8

В Гарвардской же речи, по словам протоиерея о.Андрея Ткачёва, Солженицын "проявил себя как проповедник и обличитель язв общества в духе Иеремии, и был услышан".

Американцы изучают эту речь, растягивают на цитаты и по частям заучивают наизусть. Не все, конечно, американцы, а те, кто профессионально интересуется связью истории и современности или осваивает политологию. Целый ряд положений, высказанных тогда Солженицыным, не только не утратил актуальности, но, как выдержанное вино, лишь приобрел вкус и подтвердился новыми фактами. К тому же сказанное в 80-х годах прошлого века о Западе далеко не во всем относилось к нам. Зато теперь, в изменившейся с тех пор реальности, обозначенные болевые точки известны нам как по «их нравам», так и по собственным нашим новейшим болезням, в виде заразы переползшим через обломки рухнувших барьеров.
-9

Или же вот просто сравните. Из нобелевских лекций двух нобелевских лауреатов по литературе. Оба писали на русском языке. Однако же разницу можно увидеть сразу:

В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно: ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ. (с) 1972

И вторая:

Два главных русских слова: война и тюрьма. Своровал, погулял, сел… вышел и опять сел… (с) 2015

Первая цитата - из нобелевской лекции Солженицына, вторая - из нобелевской лекции Алексиевич. Разница - огромная. Александр Исаевич был настоящим русским патриотом и замечательным, талантливым писателем и публицистом. Мы должны читать его наследие, изучать, думать, осмысливать.

Могила Александра Солженицына в Донском монастыре. Август 2015. Фото автора.
Могила Александра Солженицына в Донском монастыре. Август 2015. Фото автора.

В качестве дополнения поставлю ссылки на мои тексты о Солженицыне:

Солженицын не призывал никого бомбить - разоблачение необольшевицкой лжи о том, что Александр Исаевич якобы "призывал к ядерной бомбардировке СССР"

Солженицын и Шаламов - о сравнении Солженицына и Шаламова и о том, почему первый лучше.