Святогор – очень интересная фигура в древнерусском эпосе. Он исполинского роста, древнее и сильнее Ильи Муромца и настолько могуч, что его не выдерживает Мать Сыра Земля. Это сближает его с богами или полубогами (нефилимами) мифологий других народов. Когда Святогора едет на коне, голова его «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Происхождение Святогора – дохристианское, он живёт не на русских землях, а в Святых горах, а когда приближается к Руси, то Земля трясётся, лес колышется, а реки выходят из берегов.
Повстречав другого древнейшего богатыря Микулу Селяниновича, он хвалится в том, что если бы в небе нашлось кольцо, то Святогор взялся бы за него и перевернул землю. А вот перемётной сумы Микулы, в которой хранится тяга земная, он не может поднять и, согласно одной из былин, гибнет, надорвавшись. Здесь прослеживается параллель с библейским богатырём Самсоном, который обрушил дом с врагами своей родины – филистимлянами, погубив их в огромном количестве и сам погиб под развалинами.
Сиверский Кузнец, живущий за Калиновым мостом, т. е. в загробном царстве, предсказывает Святогору, что женится он на Плёнке Поморской – уродливой женщине, которая лежит в гноище, и кожа её похожа на еловую кору. Решил Святогор убить это чудовище, чтоб избежать несчастливой судьбы. Богатырь нашел ее в дальней поморской деревне и ударил её в грудь мечом. Уходя, богатырь на столе оставил рубль, как плату за грех свой.
А с девушки после удара меча Святогора спали и гноище, и еловая кора, и превратилась она в красавицу. Взяла девушка рубль, и пошла на рынок. А рубль этот оказался неразменным, и сколько его не трать, он снова оказывается в кармане. Стала Плёнка торговать, купила корабли. Услышал Святогор об этой красавице, поехал и женился на ней. А когда лёг он со своей женой, то увидел шрам на белой груди. Тут-то и прояснилось всё. Вот так Святогор не смог избежать своей судьбы.
Илья Муромец решил найти Святогора, чтобы помериться с ним силами. На пути ко Святым горам богатырь увидел белый шатёр, в котором стояла громадная кровать. Завалился Илья на неё и заснул богатырским сном. Если бы конь не разбудил его, так и проспал бы приезд Святогора. Проснувшись, спрятался Илья Муромец в дупло растущего поблизости дуба и наблюдает. Приехал Святогор, снял с богатырских плеч хрустальный ларец, а в нём – его жена-красавица. Вот пошли они с женой в шатёр миловаться, после чего Святогор заснул, а жена богатыря решила выйти к дубу. Увидев Илью, угрозами заставила она его сотворить с ней любовь. А потом повелела залезть Илье в карман Святогора. Когда Святогор проснулся, то посадил супругу в ларец, сел на боевого коня, а тот - ни с места. Рассказал ему конь, что не хватает ему сил увезти двух богатырей. Разгневался Святогор и зарубил жену насмерть. А Илью пожалел и сделал своим побратимом.
Есть и другая версия встречи Ильи со Святогором, более поздняя. Муромец догнал Святогора, который дремал на лошади, и трижды ударил палицей. Святогор по началу даже не шелохнулся, лишь на третий раз произнёс: «Что за комар меня кусает?»
Познакомившись с Муромцем, он предложил стать тому младшим братом, и посадил его к себе в карман. И только после этого конь Святогора возмутился новой ноше.
По дороге встретили богатыри лежащий на пути гроб, а на нём - надпись «Кому суждено в гробу лежать – тот в него и ляжет». Лёг Илья Муромец в гроб, но оказался он для него велик. А когда лёг Святогор, крышка гроба тут же захлопнулась. Попросил богатырь младшего брата освободить его. Илья ударил по гробу мечом – а на нём после удара появилось железное кольцо, ударил второй раз – ещё одно кольцо. Стало ясно Святогору, что пришла его смерть, и предложил он Илье наклониться, чтобы передать ему свою силу. Вдохнул Илья – и сразу ощутил, как прибавилась в нём сила. Святогор предложил наклониться и вдохнуть ещё раз, но побоялся Илья, что после этого силы в нём будет столько, что Мать Сыра Земля перестанет держать его. Так и погиб Святогор.
В этих былинах мы видим отголоски мифов о древних богах славян языческих времён. По всей видимости, за личностью Святогора скрывается бог Сварог – кузнец, бог огня. Недаром кузнец появляется в былине о женитьбе Святогора. К тому же запрет на появление Святогора на христианской земле понятен – это запрет старых богов появляться на новой Руси. В эту же пользу говорит и то, что народ, почитающий ещё много веков старых богов, считает новых богатырей наследниками старых и носителями их силы, но в меньшем количестве.