Россия теряет последних союзников в Европе, если, конечно, слово «союзник» применимо к государству, входящему в блок НАТО. Но Греция – это особая история. Она хоть и в НАТО, но до последнего момента сохраняла лояльность в отношении нашей страны. И, допустим, к санкциям из-за дела Скрипалей, которые объявил Евросоюз этим летом, греки не присоединились.
Греция отзывает посла
И вот – разворот. Накануне греческий МИД выпускает жесткое заявление о вмешательстве России во внутреннюю политику государства, о попытках подкупа госчиновников и, по данным греческих СМИ, отзывает посла. Фоном идут новости о нападении фанатов футбольного клуба ПАОК на российских журналистов в Салониках. Можно предположить, что зеркальный ответ России последует скоро, и отношения между государствами скатятся на новый, более низкий уровень. Не знаю, чем это станет для Греции, но для России это будет очередным геополитическим провалом, причем вторым провалом на Балканах. Первый, напомню, случился в 2017 году в Черногории, когда эта маленькая православная страна, несмотря на противодействие России, объявила о вступлении в НАТО.
Что же происходит? Какая кошка пробежала между Россией и Грецией? Почему страна, традиционно дружественно настроенная к России, страна, которая, по сути, являлась последним нашим оплотом в Евросоюзе, внезапно объявила курс на конфронтацию. Ведь еще два года назад, когда противостояние с Западом было наиболее острым, именно премьер-министр Греции Алексис Ципрас (пришедший к власти, кажется, не без помощи России) посетил Петербургский экономический форум, где с удовольствием участвовал в дискуссиях. Теперь же Ципрас по отношению к России ведет себя жестко и вызывающе.
Яблоко раздора - Македония
Обострение отношений произошло в начале июля, когда неожиданно для многих Греция объявила о высылке четырех российских дипломатов. В российских СМИ попытались было замять ситуацию: было заявлено, что претензии к конкретным дипломатам из-за их конкретных темных делишек. Но потом последовал зеркальный ответ нашего МИДа – из Москвы выслали греков, - и стало понятно, что дело серьезно.
Яблоком раздора стала Македония – небольшая балканская страна, расположенная к северу от Греции. В 1991 году, как остальные республики бывшей Югославии, Македония получила независимость. Греческое правительство тогда сразу заявило, что не признает новую республику до тех пор, пока она не поменяет название. Дело в том, что в Греции есть историческая область и административно-территориальная единица под названием Македония. Она соответствует в общих чертах той территории, откуда родом были царь Филипп и покоритель половины мира Александр Великий. И, как считало греческое правительство, Македония должна быть в единственном числе, поскольку если есть еще одно государство с таким названием, то рано или поздно оно захочет претендовать на земли греческой Македонии. Логика не вполне адекватная с точки зрения рациональности, но с точки зрения политики в самый раз. Начиная с 90-х годов, греки всячески стремились надавить на македонцев, чтобы те изменили название своего государства, попутно блокируя вступление этой страны в международные организации – в первую очередь, в Евросоюз и НАТО. Македонские лидеры все это время не поддавались давлению, пока в 2018 году к власти не пришел прозападный премьер Зоран Заев. И он начал вести активные переговоры с Ципрасом в поисках компромисса. Этим летом компромисс был достигнут – страна должна называться Северной Македонией. Это название должно быть утверждено на референдуме, затем ратифицировано парламентами двух стран, после чего у Северной Македонии не останется никаких преград для вступления и в НАТО (это наверняка произойдет быстро), и в Евросоюз (это растянется на длительное время).
Провал балканской политики
И причем здесь Россия? Все очень просто – Кремль крайне болезненно относится к расширению НАТО и ему не нужен еще один член альянса на Балканах, которые традиционно входят в сферу российских геополитических интересов. Именно поэтому, можно предположить, была затеяна игра на противоречиях как в греческом, так и в македонском обществах, чтобы не допустить ратификации нового названия балканской страны и, как следствие, не допустить Македонию в НАТО. Здесь важно то, что значительная часть населения обеих стран не поддерживает смену названия. Против этого, в частности, выступают националисты в обеих странах, а также очень влиятельные монастыри Афона, которые, впрочем, изначально не поддерживали либеральную политику Ципраса. В итоге вся эта подковерная возня всплыла наружу и почти привела к разрыву дипотношений России с самой дружественной страной Европы.
Что дальше? Скорее всего, решение о новом названии Македонии будет принято, и балканская страна попадет в НАТО. Стоила ли игра свеч? Стоило ли России так глубоко погружаться в балканские дела? Безусловно, нет. Как член НАТО Македония не представляет для России ни малейшей угрозы. А по факту получилось, что отношения испорчены с двумя странами. Департамент МИД, который отвечает за политику на Балканах, надо признать, полностью провалил свою миссию.
Гамбит в переводе с итальянского – «подножка». Пытаясь поставить ее Греции и Македонии, Россия, похоже, оступилась сама.