Найти тему

46. Рецепты Счастья. Как избежать пубертатного кризиса и кризиса среднего возраста.

Если вы хоть немного изучали психологию, то наверняка что-нибудь слышали о возрастных кризисах. На самом деле тут, как и почти во всем и всегда в психологии существует путаница и большое разнообразие мнений и моделей. Ну на их анализ мы пока времени тратить не будем, да и не зачем особенно. Пока нам хватит для иллюстрации сегодняшней идеи двух возрастных кризисов, которые у всей более-менее читающей публики на слуху, и которые, в том или ином виде, присутствуют в большинстве моделей – пубертатному кризису и кризису среднего возраста.

Наверно у всех уже закрепилась в голове наша нехитрая мысль, что ощущение счастья зависит от частоты активизации системы позитивного подкрепления. А она стимулируется поведением, способствующим развитию личности. Для того чтобы этот процесс (получения ощущений счастья) не снижал интенсивности, нужно чтобы мы в нужное время (в так называемые сенситивные периоды) преодолевали кризисы развития. Мы, кстати, о них тут уже почти 2 недели рассуждаем. И ежели все так и будет происходить, как мы тут описываем, то кривая изменения интегрального тона будет совсем даже ни кривой, а практически прямой линией. Правда до тех пор, пока мы не застрянем на очередном уровне развития.

Небольшое отступление по форме изложения материала. Повторение конечно мать учения, но, по-моему, я многим уже надоел с этой банальщиной, которую приходится по 10 раз разжёвывать. Виной тут, к сожалению, не моя болтливость, а выбранная форма. Попытка изложить некую более-менее сложную конструкцию (вообще-то я тут намереваюсь изложить содержание книги страниц на 500) в виде коротких записей блога, приводит к необходимости постоянных отсылок и повторений. Мало ли, кто начал читать именно с этой записи. Да и те, кто читал уже что-то, могут вполне себе забыть, или пропустить чего. Так что не обессудьте, таков удел писателя, да и читателя тоже, в нашу эпоху клипового мышления и массового увлечения переключательным наркотиком. Но вы же не станете читать занудный текст в 500 страниц. В прочем, продолжим по subj.

Если очередной кризис развития не преодолен - привычных, уже сформированных паттернов развития становится недостаточно для поддержания, необходимого для устойчивого ощущения счастья градиента развития.

Беда в том, что это ощущение остановки и даже некоторого падения тона возникает далеко не в момент возникновения кризиса развития, а с задержкой аж на несколько лет.

Подросток, застрявший на уровне «необходимость», и не преодолевший кризиса интереса, в сенситивном возрасте 10-12 лет, к 14-15 годам начинает ощущать это слабое падение интегрального тона и ищет доступный ему способ получения удовольствия. Но в отсутствии навыка формирования интересов в жизни, он прибегает к доступными ему на своем уроне способам получения кайфа – социального доминирования путем конфликтов со сверстниками, спорного ощущения свободы демонстрацией независимости от родителей и социума, а частенько прибегая к экзогенным стимуляторам кайфа (алкоголю и наркотикам), адреналиновой радости риска и тому подобным, вовсе не конструктивным, способам получения кайфа. Интереса в жизни не находится, найти прикольное кайфовое занятие трудно. А то, что попадается под руку ведет к дальнейшим осложнениям в развитии. Сверстники, своевременно преодолевшие кризис, находят себе компанию в среде «более развитых» ровесников и естественно теряют интерес к таким персонажам. В общем ребеночку не позавидуешь.

Из этого можно сделать очень простой и практичный вывод. Если вы, как родители, желаете избежать проблем при достижении вашими детьми пубертатного кризиса и обеспечить ему надежные условия для дальнейшего развития - сделайте все, чтобы помочь им своевременно преодолеть кризис интереса. К сожалению, готового универсального рецепта у меня нет. Если бы был, то мне бы надо было памятник при жизни соорудить. Но некоторые соображения и наблюдения имеются, о чем я в свое время надеюсь написать.

Примерно такая же динамика описывает и прохождение, так называемого, кризиса среднего возраста. Если к 37- 40 годам человек не преодолевает кризис интеграции (сенситивный период для которого 28-35 лет), то он начинает ощущать стагнацию в развитии и, даже, небольшую деградацию уровня интегрального тона. В этой ситуации взрослый человек начинает вести себя так же неадекватно, как подросток в пубертатном кризисе. Он пытается найти способы развития в ситуации, в которой оно уже невозможно на базе сформированных навыков и типовых способов получения удовольствия.

В этот период человек часто начинает резко менять свою жизнь в поисках выхода – это период разводов, конфликтов с близкими, дауншифтинга, формирования алкогольной зависимости и пр. неприятностей. Но все это как правило не помогает, единственным надежным способом избежать подобной критической ситуации, является своевременное преодоление кризиса интеграции. Конечно преодолеть кризис интеграции можно и после 40 и даже 60 лет, но сделать это будет сложнее, чем в наиболее оптимальном для этого возрасте 28-35 лет. Так что следите за публикациями, об этом мы как раз поговорим достаточно подробно!

Гриша Сотников. 08.08.2018.