Найти тему
#мудрости

Как я летал на планёрах и самолётах в аэроклубе в 1988 году

Оглавление

Да, это было в 1988 году. После окончания 9-го класса школы.

Заранее приношу извинения за некоторую сумбурность повествования.

***

Я давно мечтал летать. Самолёты с детства привлекали моё внимание. На даче над нами летали самолёты, рядом Домодедово. Мне они никогда не мешали спать. Притягивали красотой и гулом...

Учась в школе, я ходил в авиамодельный кружок. Сначала - кордовые модели. Потом резиномоторные "свободнолетающие" в Дворце пионеров. Потом кружок-секция юных лётчиков-космонавтов в том же Дворце пионеров.

Потом планерная школа. Где я так и не смог ни разу взлететь. Только теорию записывал в тетрадку... Полёты там собирались быть на планёре, запускаемом с помощью автомобильной лебёдки... Но они так и не состоялись.

Планер или планёр?

Погружённые в тему люди говорят планёр. Это правильно и по-русски. Но часто и они забываются и говорят "планер". Без "Ё". Я эту букву люблю, поэтому стараюсь не забывать.

Планер (через "е") - это силовой каркас самолёта. Если вкратце.

Аэроклуб

Я узнал с помощью мамы, что есть аэроклуб, в котором действительно летают. Назывался 2-й Московский городской аэроклуб. 2-й МГАК (Сейчас он существует и называется 2-й МАК).

В аэроклубе занятия начались с сентября, но меня зачислили с опозданием на два месяца. Я ездил на теоретические лекции, где понимал, что сильно отстаю...

Была зима. Периодически ребята с инструкторами ездили на аэродром для каких-то работ. Это было по желанию, по-моему, и я съездил один раз, больше не мог по разным причинам...

Медкомиссия

Это отдельная песня. Настало лето, и для допуска к полётам, медкомиссия была обязательна. Чтобы летать нужно быть годным по "1-й графе". Такая есть графа в книжке требований к военным лётчикам. Требования жёсткие. Нужно быть очень и очень здоровым.

Медкомиссию в основном заведении-военкомате, где проходили все, мне пройти не удавалось. Мешал нетренированный вестибулярный аппарат и невропатолог.

С вестибулярным аппаратом и проверкой на кресле Барани (я справился с помощью тренировок. (здесь вкратце описано как). Натренировал свой вестибулярный аппарат как следует. Оказалось, что это вполне реально.

Но невропатолог (мне кажется он был сам психически не здоров) нашёл у меня асимметрию рефлексов на ногах (!). И ещё рефлекс глаз был какой-то не тот. И всё. Никак... :( Я был в отчаянии.

Но! Каким-то чудом, мама (дай ей Бог здоровья), нашла другой военкомат, в котором тоже была лётная медкомиссия. Точно такая же, но другая! Выяснилось, что там смотрят по принципу "руки ноги есть? - здоров, годен". Сунулся я в эту комиссию, и с лёгкостью всё прошёл! Получил отметку "Годен по 1-й графе".

Аэродром

Аэродром Пахомово находится недалеко от Тулы. Он функционирует и сейчас.

Точка - аэродром "Пахомово"
Точка - аэродром "Пахомово"

Это огромное поле. Горизонт виден очень далеко...

Постройки уже в то время были полуразрушенными. Но летом аэродром оживает. Так я это помню. Всё это было структурой некогда живой организации ДОСААФ.

Я прибыл на аэродром в начале летних каникул. Позже других. Поэтому опять пришлось догонять.

Мы жили в бараках, в условиях близких к армейским. Я не был в армии, был только на сборах (через 7 лет от описываемых событий), но могу сказать, что это очень похоже. Командиры, зарядка, пробежка, наряды, построения и пр. Чем-то похоже на пионерский лагерь с элементами военной службы. К тому же нас называли "курсантами".

Здесь и дальше фотографии из моего личного архива.

Планёры готовятся к буксировке на старт...
Планёры готовятся к буксировке на старт...

Полёты

Учиться летать тяжело. Сложно. Это вам не велосипед. Не автомобиль. У летательного аппарата три степени свободы. Точнее 4. Крен-рыскание-тангаж. И скорость. И при этом, у планёра нет двигателя! Нельзя добавить скорости и долететь если не рассчитал точку приземления. Нельзя набрать высоты, если не хватает. Вот так вот!

Курсант аэроклуба в планёре "Бланик" L-13 на земле. Готовимся к буксировке на старт...
Курсант аэроклуба в планёре "Бланик" L-13 на земле. Готовимся к буксировке на старт...

Обучение начинали на земле с кучи теории. Тренировались с маленьким самолётиком в руках, имитируя полёт по кругу. И только потом уже в кабину на переднее место. Сзади инструктор.

Немного подробностей, собственно, о полёте

Планёр поднимается в воздух с помощью самолёта-буксировщика. Потому что у планёра нет своего двигателя.

Буксировочный трос прицепляется к замку планёра, который находится внизу под кабиной. Другой конец троса надёжно прикреплён к буксировщику.

Планёр "Blanik" (L-13) (чешского производства) и самолёт-буксировщик "Вильга-35а" (PZL-104) (польский) взлетают одновременно. После набора высоты и занятия нужного положения, производится отцепка троса от планёра. И летательные аппараты расходятся в разные стороны.

Blanik L-13
Blanik L-13
Самолёт-буксировщик Вильга 35-а PZL-104
Самолёт-буксировщик Вильга 35-а PZL-104
К взлёту готовы!
К взлёту готовы!
Взлёт!
Взлёт!

Самое трудное для меня поначалу было удержаться за буксировщиком. Во время совместного полёта. Я разбалтывался, и ничего не мог с этим поделать. Крики инструктора не спасали. Я вертел ручкой и давил на педали, но всё никак...

Надо отметить, что управление планёром, как и самолётом происходит очень тонкими еле заметными движениями ручки и педалей. Часто это похоже скорее на мысль "надо бы надавить чуть на себя"...

Но, разумеется, бывают и большие отклонения органов управления, при манёврах.

И вот однажды, я не стал ничем дёргать и ни на что давить, и дождался, когда отклонившийся планёр вернётся на место сам... и дальше чуть его поправил... Вот оно! Сообразил наконец-то!

Полёт на буксировке...
Полёт на буксировке...
О стиле и языке общения инструкторов вы можете догадываться :) Догадки почти верны. Это интеллигентнейшие люди. Пока ты не сделал ошибку или ослушался указания. Дальше вступает великий могучий.

После полёта, инструктор на земле нарисовал разложение векторов силы и объяснил, что летательный аппарат сам возвращается в правильное положение, нужно только не мешать. Чуть-чуть помогать. Ура!

Вид из кабины "Бланика"
Вид из кабины "Бланика"

Постепенно мы освоили теорию и практику полётов по кругу с инструктором. Были и упражнения посерьёзнее. Полёты "в зону". Это полёт на бОльшую высоту и дальше от точки аэродрома.

Там я узнал, что такое "парение". Когда планёр парит, набирая высоту. Да, прям как птица, именно.

Для набора высоты без двигателя, планёр использует восходящие потоки воздуха. Эти потоки формируются под облаками. Под кучевыми облаками, потоки самые сильные. Поэтому погода с такими облаками называлась "парящей погодой".

Используя восходящий поток, планёр поднимается выше, перемещаясь по спирали. Чтобы "центрировать поток". Набрав высоту, аппарат снижается, до следующего облачка... и так далее. Можно "парить" весь день, пока есть погода. Часто с тобой в одном потоке можно наблюдать птичку. Сокола, или другого "орла"...

Нам рассказывали историю о рекорде. На спортивных планёрах, планеристы долетели до Сочи. Без двигателей. Только на потоках под облаками, перемещаясь от одного облака к другому.

Уточнение: недавно я узнал из первоисточника, что долетели они в 1967 году до Азовского моря...
Спортивные планёры Jantar Standard
Спортивные планёры Jantar Standard

Посадка

Освоить посадку - самое сложное. Очень много факторов, влияющих на правильное положение летательного аппарата на глиссаде (траектория приближения к земле), на скорость посадки, на точку выравнивания, на то, чтобы вовремя увидеть землю... Для этого, кстати, взгляд нужно перенести в сторону. Вбок на 30-40 градусов. Иначе, можно сильно ошибиться, и выравнивание произойдёт "под землёй" (шутка).

Посадка...
Посадка...

Для повышения подъёмной силы и "торможения" - у планёра есть закрылки и интерцепторы (тормозные щитки), которые управляются вручную.

С помощью этих органов управления, включая ручку управления и педали, и производится посадка.

Сажать планёр я научился далеко не сразу. Но когда научился, то всё уже пошло как по маслу. Как будто научился кататься на велосипеде. Но на очень сложном... :)

Самостоятельный вылет

Это было очень волнительно. Пипец как волнительно.

Вылететь самостоятельно. Без инструктора сзади. Никто ничего не говорит и не кричит. Делай что хочешь... Страшно...

Перед самостоятельным вылетом, командир лётного отряда (самый главный человек по полётам), принимает у тебя зачёт. Садится на место инструктора, и вы взлетаете. Он не трогает органы управления. Ты делаешь всё так "как будто без него". Дальше он принимает решение - выпускать тебя самостоятельно или нет. Помню именно он дал мне очень нужный совет "перенеси взгляд вбок при посадке". А в остальное время он ел яблоки и кидал огрызки в форточку... :)

Командир выпустил меня в самостоятельный полёт, несмотря на замечания.

Ощущения от полёта в одиночку непередаваемые. В воздухе я пел песни и смеялся... Немного боязно, но навыки и ответственность делают своё дело. На земле, после первой самостоятельной посадки, меня бежали поздравлять ребята курсанты...

Дальше полёты уже идут и самостоятельно, и с инструктором. В зависимости от заданий. Бывали полёты "по приборам". Кабина закрывается шторкой, и курсант садится назад... Бывали вылеты "на штопор"... это жесть. Планёр вертится и летит почти вертикально вниз. Но легко выводится из штопора, с небольшой перегрузкой...

Бывали полёты "на парение". Это самое интересное. Инструктор показывал, как использовать восходящие потоки, набирать высоту. Это дикий азарт! Побольше высоты, подольше быть в воздухе!...

Посадка "на площадку"

Есть такое упражнение. Вылетаем "в зону", немного пытаемся парить... Дальше отрабатывается посадка "не на аэродром". На простое поле. Называемое "площадка". Заходил на посадку инструктор, поскольку мой глазомер был не готов к подобному заходу...

Сели мы удачно, в высокие стебли от свежескошенной пшеницы. Сообщили по рации координаты, чтобы за нами прислали буксировщик... И стали отдыхать...

Неожиданно к нам подъехали местные аборигены, мужик с громко смеющейся женщиной, на разбитом ГАЗ... Мужик говорит: "Чо там!? Трос есть? Цепляй! ..." :)

Самолёт прилетел за нами, и помахал крыльями. Приземлился, подрулил к нам, и мы вместе взлетели с этого красивого поля. Взлёт был сложным из-за высокой травы.

А что же про самолёты?

На самолётах-буксировщиках мы летали при пасмурной погоде, непригодной для парения и полётов на планёрах. Летали по маршруту, меняясь ролями лётчика и штурмана. В "Вильге" тоже сдвоенное управление, поэтому инструктор передавал управление курсанту.

Надо признать, что полёт на самолёте не приносит такого азарта по сравнению с планёром. Это похоже на "езду на автомобиле"... только по воздуху... :)

***

Сейчас сложно что-то ещё вспомнить, думаю, что буду дополнять статью по мере того, как буду вспоминать интересные детали.

UPD: Вспомнил! :) Все спрашивают, а там ведь, наверное, тишина в планёре? Мотора то нет... Не тишина! Гудит так, что мало не покажется. Воздух обтекает летательный аппарат, создаётся подъёмная сила, турбулентности и т. д. Планёр перемещается в слоях воздуха, так что звука хоть отбавляй!

***

Могу отметить приятные воспоминания о нашем с ребятами времяпрепровождении на аэродроме. Много труда, пота, усталости, радости, красивейших закатов, музыки Pink Floyd перед сном... Крепкая дружба и общение с увлечёнными парнями и мудрыми инструкторами... Кстати, были и девушки, спортсменки-планеристки.

Буду рад, если найдутся мои друзья-курсанты того периода. Если что - пишите комментарии или в личку в соцсетях.

Курсанты-планеристы...
Курсанты-планеристы...

***

  • Здесь современное видео о том, как происходит полёт по кругу. Мало что изменилось. Разве что добавилось цвета... :) Видео не моё. (Обратите внимание на движения ручкой управления...)
  • Ещё одно видео. Полёт на парение. Под Новосибирском.

И видео впридачу:

***

Поставьте лайк 👍, если статья вам понравилась, и поделитесь с друзьями. Подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации.

Искренне ваш, © Иван С.

#2мак #планер #планёр #аэроклуб #полёты

***