Найти в Дзене
KINOSOФIЯ

Самый дорогой немой фильм в истории кино

«Да, ненавижу и все же люблю. Как возможно? – ты спросишь.
Не объясню я, но так чувствую, смертно томясь».


Вероятно, если бы не это двустишие великого древнеримского поэта
Гая Валерия Катулла, «Метрополис» никогда не обрел бы статус одной из самых противоречивых картин в истории немого кино.


Фильм-антиутопия, являющий собой вершину творчества Фрица Ланга немого периода, ставший
завершением немецкого киноэкспрессионизма, сочетает в себе и прекрасное и безобразное, и великое, и ничтожное. Многие кинокритики, с одной стороны, называют «Метрополис» достижением немецкого кино. С другой же стороны, над фильмом откровенно смеются.

Главный генератор, поддерживающий жизнь Метрополиса
Главный генератор, поддерживающий жизнь Метрополиса


Вот, к примеру, высказывание
Герберта Уэлса:

«Невозможно было снять фильм глупее, чем «Метрополис»».


Сам создатель,
Фриц Ланг, всегда утверждал, что «Метрополис» - неудавшийся фильм.

Режиссер фильма Фриц Ланг
Режиссер фильма Фриц Ланг


Однако, несмотря на все это, картина считается одним из величайших немых произведений в истории. В чем же причина столь явного противоречия?


Идея фильма возникла у Ланга после того, как он впервые увидел нью-йорские небоскребы осенью 1924 года. Режиссер был поражен городом, темпом его жизни и футуристической архитектурой. По возвращению в Берлин Ланг совместно с неизменной спутницей
Теа фон Харбоу начали работу над сценарием. Теа фон Харбой в то время трудилась над романом, который параллельно решено было превратить в сценарий фильма.

Сценарист "Метрополиса"  Теа фон Харбоу
Сценарист "Метрополиса" Теа фон Харбоу


Стоит отметить, что после «Нибелунгов» (1924) полюс интересов режиссера переметнулся из прошлого в будущее, и «Метрополису» суждено было отразить эту перемену.


Картина начинается и завершается фразой
«Посредником между головой и руками должно быть сердце». В других вариантах «между капиталом и трудом». Невероятно высокопарная и, по сути, бессмысленная фраза, которая всегда раздражала Фрица Ланга.


Действие ленты разворачивается в огромном городе будущего, разделенном на два уровня. Верхний уровень – место обитания элиты Метрополиса, купающейся в удовольствиях, а нижний уровень – обиталище рабочего класса, всю жизнь обслуживающего машины и механизмы, поддерживающие жизнь города.
Самый явный недостаток «Метрополиса» демонстрирует один из его главных героев – сын правителя Метрополиса Фредер. Этот персонаж откровенно невыносим. Слащавый, чувствительный и до отвращения добрый и правдивый. Для героя ХХ века - это очевидный перебор. Фредер -  юноша, готовый при малейшем потрясении грохнуться в обморок. И в этом весь «Метрополис». Фильм чрезвычайно символичен, до безобразия условен. Ему просто нельзя верить, слишком уж он наивен и даже примитивен.

Фредер в исполнении Густава Фрёлиха
Фредер в исполнении Густава Фрёлиха


«Метрополис» - это кино, из-за которого теперь со смехом не доверяют целому жанру. Можно без обиняков заявить, что
«Метрополис» опорочил жанр немого кино. Вероятность того, что нынешний зритель, узрев картину Фрица Ланга, никогда не вернется к произведениям немой эпохи, крайне высока. Ведь если самый грандиозный фильм немого кино такой, то зачем смотреть остальные?

Полоумный изобретатель Ротванг в исполнении Рудольфа Клайн-Рогге
Полоумный изобретатель Ротванг в исполнении Рудольфа Клайн-Рогге


Каков же первоначальный вывод? «Метрополис» абсолютно безобразен своим содержанием, его сюжет откровенно идиотский. Тогда в чем же его величие?


И тут Фрицу Лангу нечего опасаться. Он показал себя с лучшей стороны. Мало кто станет спорить, что
«Метрополис» невероятно красив и визуально совершенен. Его постановка великолепна и уникальна. Для фильма было создано огромное количество миниатюрных моделей, выступавших как в роли исполинских строений, так и в роли машин будущего. Для ленты рисовались тысячи картин, в создании костюма робота использовались новейшие технологии того времени. Была проделана колоссальная работа, которую не назовешь никчемной ни при каких взглядах на фильм.

-7


Теперь можно сформулировать
окончательный вывод: «Метрополис покорит визуальной пластичностью и разочарует сюжетом, удивит масштабностью съемок и взбесит главными персонажами. Одним словом, картина никого не оставит равнодушным. А что еще нужно великому кино, ведь так?

Шедевр Фрица Ланга является самым крупнобюджетным немым фильмом в истории. Это объясняется тем, что в ленте задействованы 8 актеров в главных ролях, 750 актеров второстепенных ролей, 25000 статистов, 11000 статисток, 1100 лошадей, 750 детей, 100 африканцев и 25 китайцев. Гонорар актеров составил 1.6 миллиона марок, 200000 марок было потрачено на изготовление костюмов и вдвое больше на изготовление декораций.

Кадр из фильма
Кадр из фильма


Киностудия «Уфа», спонсировавшая фильм, практически обанкротилась за время его съемок. После выхода фильма в прокат студия даже решилась на подлый коммерческий ход, заявив о сумме бюджета, практически вдвое большей истинной (вместо 5 миллионов марок было объявлено о 8 миллионах). Фильм, что неудивительно, не смог окупить себя, а из-за недовольства сюжетом картина претерпела множество сокращений и изменений без участия Фрица Ланга. Лишь в 2008 году в музее Буэнос-Айреса был найден полный вариант фильма. Так что нам с вами несказанно повезло, ведь мы можем узреть произведение искусства в том виде, в котором оно задумывалось создателем.

-9