Найти тему
Психологион

Сто процентов банальностей.

Оглавление

Однажды был у меня на тренинге любопытный случай.

На «Базовом» в Синтоне был участник: мужчина средних лет, назовем его Сергей. Он сразу, с первого занятия занял позицию скептика, чем вызвал у меня внутренний вопрос «зачем пришел?», но в целом не удивил — скептиков я встречал и ранее, и зачастую это у таких людей был просто акт привлечения внимания (как капризы у детей). А вот на последнем занятии Сергей прямо и честно рассказал: мол, пришел на тренинг не по собственному желанию, а по большой просьбе жены. Основная суть рассказа Сергея: «Она давно у вас в Синтоне ошивается, и мне это не нравилось. Но она все время настаивала на том, чтобы и я сходил, и тогда, глядишь, взаимопонимания у нас бы стало больше. Ну, я решил сходить: чтобы узнать местную терминологию и воевать с ней её же оружием. До прихода на тренинг у меня было предположение, что на тренинге будет 80% „дезы“ (дезинформации то бишь), процентов 15 банальщины и процентов пять чего-то там полезного. В процессе тренинга у меня мнение поменялось: теперь я считаю, что на тренинге 80% банальщины, 10% „дезы“ и остальное — что-то полезное».

Сказал мне это Сергей и смотрит. И все в группе притихли. А я, во-первых, восхитился такими переменами: надо же — до этого думал, что 80% «дезы», а теперь думает, что 80% банальщины. Это же прогресс! Ведь «деза» в понимании Сергея — полная чушь. А «банальщина» — это правильные, в общем-то, вещи, просто очевидные.

А во-вторых, я с Сергеем согласился. И даже более того: я открыто заявил, что, на мой взгляд, в тренинге 100% банальщины. И это круто!

Поясню:

Когда люди приходят на тренинг, обращаются к психологу за советом, читают психологическую литературу — они ищут откровений. Дураки! Да какие откровения возможны в области человеческой психики, когда уже на протяжении многих тысяч лет в этой теме самые главные методы успешной и счастливой жизни уже были «открыты-переоткрыты» мульён раз (и каждый раз все восклицают — «Вау, я сделал открытие»: изобретатели колеса, блин).

Так вот, успешность тренинга заключается не в том, что в нем содержится какое-то ноу-хау, а в том, что участники тренинга используют предложенные инструменты на практике. И, следовательно, если участники тренинга сам тренинг просто «отбывают», домашние задания не выполняя и полученные методики не практикуя, результат у них оказывается нулевым или чуть лучше. А если участник подходит к заданиям ответственно, практикуя отработанные на тренинге фишки и в жизни тоже, то полезные привычки формируются, поведение меняется, после чего меняется и сама жизнь: эмоции становятся приятнее, общение налаживается, цели достигаются. Богатство и изобилие!

Вот пример: у меня на Мастерской есть очень простое по своей сути упражнение «Пауза». Вот его описание:

Фило­со­фия упраж­не­ния.

Для то­го, чтобы вы мог­ли вы­стра­и­вать свою жизнь по соб­ствен­но­му пла­ну, вам нуж­но на­учить­ся вы­ны­ри­вать из по­то­ка. Боль­шин­ство лю­дей де­лать это­го не уме­ют, по­это­му они жи­вут«как по­лу­чи­лось» и«как все нор­маль­ные лю­ди«(т.е. не при­хо­дя в со­зна­ние, ав­то­ма­ти­че­ски). А вам нуж­но —по-дру­го­му.
Вам нуж­но на­учить се­бя оста­нав­ли­вать­ся и огля­ды­вать­ся вни­ма­тель­но по сто­ро­нам. Вы, в иде­а­ле, долж­ны чет­ко по­ни­мать, что в дан­ный мо­мент с ва­ми и во­круг вас про­ис­хо­дит, как вы здесь, в этой си­ту­а­ции ока­за­лись и ку­да вы со­би­ра­е­тесь дви­гать­ся даль­ше. Для это­го нуж­но вы­ра­бо­тать в се­бе при­выч­ку де­лать«па­у­зы осо­знан­но­сти», бла­го­да­ря ко­то­рым вы бу­де­те»про­сы­пать­ся" го­раз­до ча­ще.

Эта­пы про­ра­бот­ки упраж­не­ния.

1. Вы при­уча­е­те се­бя через рав­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни(на­при­мер, раз в пол­ча­са или раз в час) оста­нав­ли­вать­ся(физи­че­ски и мыс­лен­но) и за­да­вать се­бе важ­ные во­про­сы: Где я? Что я де­лаю? Как я се­бя чув­ствую? Кто во­круг ме­ня на­хо­дит­ся? Что во­круг ме­ня про­ис­хо­дит? Т.е. лю­бые во­про­сы, ко­то­рые вы­стра­и­ва­ют ва­шу внут­рен­нюю«сет­ку ко­ор­ди­нат» в про­ис­хо­дя­щем. На этом эта­пе важ­но про­сто пе­ре­чис­лять то, что с ва­ми — внут­ри вас и сна­ру­жи — про­ис­хо­дит.
По­сле от­ве­та на эти во­про­сы — за­да­е­те се­бе сле­ду­ю­щие: Что я со­би­ра­юсь де­лать даль­ше? Ку­да я со­би­ра­юсь ид­ти? Ка­кое я со­би­ра­юсь се­бе сде­лать на­стро­е­ние?
И по­сле от­ве­та на во­про­сы о на­ме­ре­ни­ях, за­да­е­те се­бе сле­ду­ю­щие: А за­чем я со­би­ра­юсь все это де­лать? Во­прос«За­чем?» — са­мый глав­ный для осо­знан­но­сти. Ес­ли вы не по­ни­ма­е­те, за­чем вы это де­ла­е­те — то за­чем во­об­ще эту бес­смыс­ли­цу де­лать? А что то­гда вы бу­де­те де­лать бо­лее осмыс­лен­но­го?
Это ин­те­рес­ный этап, осо­бен­но ко­гда вы«ло­ви­те» се­бя за вы­пол­не­ни­ем обыч­ны, на пер­вый взгляд, ве­щей. На­при­мер, вы по­шли в обе­ден­ный пе­ре­рыв в сто­ло­вую или ка­фе, и сто­и­те в оче­ре­ди. И тут вдруг спра­ши­ва­е­те се­бя: где я? Что я де­лаю? И вдруг по­ни­ма­е­те, что вы по­шли на обед про­сто по при­выч­ке, хо­тя на во­прос«а что я сей­час хо­чу сде­лать?» вы от­ве­ти­ли«хо­чу про­гу­лять­ся и по­ды­шать воз­ду­хом, а есть сей­час не хо­чу». Или вы по­ня­ли, что по­ку­шать дей­стви­тель­но хо­ти­те, но вы не хо­ти­те«пер­вое, вто­рое, тре­тье и ком­пот», а хо­ти­те про­сто пе­ре­ку­сить са­ла­ти­ком(хо­тя рань­ше бы на­би­ли жи­вот пи­щей, по­то­му что«так на­до, так при­ня­то»). И то­гда, по­няв, что вы не хо­ти­те упо­доб­лять­ся му­сор­ной кор­зине, ку­да скла­ды­ва­ют вся­кую пи­ще­вую фиг­ню про­сто по­то­му что«так на­до«, вы на­чи­на­е­те вни­ма­тель­нее от­но­сить­ся к сво­е­му ра­ци­о­ну, при­слу­ши­ва­ясь к соб­ствен­но­му здо­ро­вью и вни­ма­тель­но вы­би­рая то, что вы хо­ти­те по­ку­шать.
2. Вто­рой этап — это ко­гда вы уже без на­по­ми­на­ний са­ми ча­сто«про­сы­па­е­тесь», за­да­е­те се­бе ори­ен­ти­ру­ю­щие во­про­сы, вы­хо­ди­те из по­то­ка и за­да­е­те се­бе свой век­тор дви­же­ния в том на­прав­ле­нии, ко­то­рое счи­та­е­те осмыс­лен­ным. И по по­во­ду каж­до­го сво­е­го дей­ствия вы лег­ко мо­же­те ска­зать, за­чем имен­но и с ка­кой це­лью вы вы­бра­ли де­лать имен­но это, а не дру­гое.

Как по­нять, что упраж­не­ние уже от­ра­бо­та­но.

1. Вы лег­ко по по­во­ду каж­до­го сво­е­го де­ла(или — как ми­ни­мум 90% дел) мо­же­те от­ве­тить на во­прос»За­чем ты это де­ла­ешь и имен­но так?«.
2. Вы лег­ко мо­же­те вспом­нить то, чем вы за­ни­ма­лись за про­шед­ший день, и вы по­ни­ма­е­те, что эти де­ла вы вы­бра­ли са­ми, и по­ни­ма­е­те, за­чем имен­но вы их вы­бра­ли.

Заметили, насколько оно по сути простое? — Вот то-то и оно! Читает его человек и думает: «Ну, а чего здесь делать-то? Тоже мне, Америку открыли. Я уже об этом читал тыщу раз: и в книгах про медитации и просветление, и у Кастанеды, и у Козлова со Швецовым. В чем фишка-то?»

А фишка в том, что читать и делать — это разные вещи! (Карате знаю — читал. Ага:)) Как только люди начинают выполнять упражнение, они вдруг понимают, что оно, при всей своей простоте, гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. А уж по степени воздействия на жизнь — вообще чума. Вот, из отчетов:

Инна:
Ощутила необыкновенный прилив энергии. Дела спорятся быстрее и радостнее. Наведение порядка составляет считанные минуты. На работе успеваю гораздо больше. Мой день длинный, помню каждый свой шаг. В моем блокноте, в графах под вопросом «что вокруг меня происходит» почти всегда запись: вокруг меня порядок, звучит музыка, много солнечного света.
Настроение целый день отличное! Мой день превратился в настоящий праздник!

***
Станислав:
Следует признаться, результат неожиданный. За упражнение я брался по нескольким причинам. Во-первых, оно не было для меня понятным. Совокупность понятных вопросов, дающих ожидаемые ответы. И зачем с этим что-то делать?
Вторая цель была связана с периодичностью самодиагностики. Установив контрольным сроком отрезки по пятнадцать минут, я хотел добиться двойного результата. Второй — это не забывать отрабатывать Хорошо, над которым корпел параллельно.
Результат, повторюсь, неожиданный. В сутках стало больше часов. По ощущениям — где-то часа на полтора.

***
Артем:
Честно признаюсь: поначалу, выполняя это упражнение, я подумал, что оно какое-то бестолковое (позже я прочитал отчеты других Мастеров и оказалось, что я далеко не единственный, кто так подумал). «Ерунда», — думал я. С другой стороны, раз Денис Швецов это упражнение включил в свою мастерскую, значит оно зачем-то явно необходимо. Ладно, будем выполнять, а там посмотрим. <...> Самый интересный результат в том, что я теперь четко знаю, что и зачем я делаю. Раньше у меня фоном почти всегда присутствовало такое нехорошее ощущение, что я занят чем-то не тем, чем стоило бы заниматься сейчас (проще говоря — что я занят ерундой). Теперь я четко знаю, зачем я делаю то, что делаю. Даже если это «ерунда», я знаю, зачем она мне. Чувство вины за это исчезло. А еще я знаю, что я сам выбрал это, а не просто поддался на мимолетные неопределенные желания. Конечно, лучше делать Дела, чем фигню, но уж если заниматься фигней, то хоть не чувствовать себя за это виноватым, верно? Я стал свободнее от этих и подобных внутренних надзирателей.

***

Неплохие результаты для «банальщины», да? А это ведь далеко не все результаты!

А знаете за счет чего такие преображения? Дело не в упражнении, там все просто. Дело в том, что эти люди решились, взяли и сделали, встроив эту «банальность» в свою жизнь. И теперь им банально хорошо :)

И у нас этих «банальностей» — полна коробочка, буквально в каждой из Мастерских.

Осталось просто взять эти простые и действенные вещи и применить в своей жизни. И вы увидите, как из очевидностей вдруг возникает магия: долгожданные изменения к лучшему! Хотя, какая тут, нафиг, магия. Все просто. Как и все дельное.