Найти в Дзене
Автомобильная Россия

ГАЗ-21 с коробкой автомат

При создании "Победы" второго поколения советские инженеры планировали полностью отказаться от механической трансмиссии. Гражданам жившим в стране процветающего социализма положен был полноценный автомат. Уже в конце 50-ых отечественных водителей легковых авто хотели пересадить на легковушки с АКПП.

Для разработки собственного автомата, чего греха таить, использовали решения лежавшие в основе Ford Mainline. Иностранную машину просто разбирали до винтика и изучали все узлы и агрегаты.

Американские автомобили Форд служили главным вдохновителем для инженеров ГАЗа.
Американские автомобили Форд служили главным вдохновителем для инженеров ГАЗа.

К 1955 году были готовы предсерийные образцы с первой советской автоматической гидромеханической коробкой передач. Однако на испытаниях выяснилось, что мощности 4 цилиндрового мотора явно не хватает. Ведь на тех же американских машинах автоматы стояли в сочетании более мощных 6-ти и 8-цилиндровых движков.

Рычаг переключения передач, точнее селектор выбора режимов находился на руле.
Рычаг переключения передач, точнее селектор выбора режимов находился на руле.

Так или иначе в 1957 году первые ГАЗ-21 с АКПП пошли в серию. Изначально планировалось, что "Волги" с автоматами будут передаваться в таксопарки, где существовало централизованное техническое обслуживание. Ведь АКПП требовала серьезного внимания, частой замены масла и хорошего обслуживания.

У коробки было всего несколько режимов работы. Задний ход,нейтраль,движение и парковка. На текущий режим указывала небольшая стрелка.
У коробки было всего несколько режимов работы. Задний ход,нейтраль,движение и парковка. На текущий режим указывала небольшая стрелка.

Некоторые "Волги" с автоматом попадали к шахтерам, передовикам производства, партийным боссам. Вот здесь начинались проблемы. Во первых, счастливые обладатели таких машин не могли понять, почему педалей всего две. Некоторые писали жалобы в партком и требовали поменять бракованную машину на новую или поставить педаль сцепления. Другие поняв, что машина может ездить и с двумя педалями, стали нещадно эксплуатировать машину, перегревая АКПП, которая довольно быстро выходила из строя.

Под капотом "Волги" с АКПП стоял обычный мотор, мощности которого явно не хватало.
Под капотом "Волги" с АКПП стоял обычный мотор, мощности которого явно не хватало.

В итоге почти все автоматы оказались на свалке, а владельцы ставили более практичные механические коробки. На заводе тоже решили больше не экспериментировать и свернули производство ГАЗ-21 с коробкой автомат. Хотя изначально планировалось выпускать такую версию аж до 1962 года.

Однако несколько машин все же удалось спасти, редкие образцы еще и сами могут передвигаться. Смотрим видео.

Автоматическая коробка передач была копией американского агрегата Ford-O-Matic . Для Форда же эту коробку разработала компания Borg-Warner. Однако в наших условиях тема не пошла.

Но на Горьковском заводе тему автоматически коробок не забросили, а сделали для себя правильные выводы и создали собственную разработку, которая работала на ГАЗ-13 "Чайка" в сочетании с мощным V8. Там подобная коробка вписалась в конструкцию, как нельзя лучше.