В начале 1930-х годов под руководством Хуго Юнкерса был создан величественный пассажирский лайнер G.38. Конструктор-пацифист мечтал о том, что развитие гражданской авиации и трансатлантических перелётов станет основой для мирного будущего нашей планеты. После его смерти в 1936 году компания Junkers&Co была окончательно национализирована и максимально ориентирована на военное производство. Но даже в таких условиях нашлось место для проекта трансокеанского лайнера, которым профессор Юнкерс мог бы гордиться.
Junkers Ju 90, разработанный в конструкторском бюро Junkers в Дессау в 1937 году, отлично справлялся с перевозками пассажиров и грузов на маршрутах средней дальности. Однако он совершенно не подходил для трансатлантических перелётов. Полёты в США выполнялись на жёстких дирижаблях Zeppelin. Но после катастрофы LZ 129 Hindenburg рейсы были прекращены. Возникла необходимость в разработке пассажирского и грузового самолёта для дальних маршрутов. Так начался проект Junkers EF 100.
Основные проектные работы были выполнены в 1940-41 годах. За основу взяли уже упоминавшийся Ju 90. Про сравнению со своим предшественником, EF 100 должен был стать ощутимо больше. Увеличенный фюзеляж, больший размах крыльев, полностью герметичный пассажирский отсек. «Сотка» могла стать первым в мире широкофюзеляжником. Новую машину планировалось оснастить 6 двигателями Jumo 223 мощностью по 2500 лошадиных сил каждый. Расчётный взлётный вес — 80 тонн.
Планировалось, что в максимальной загрузке самолёт сможет взять на борт 102 пассажира и перевезти их на расстояние в 4000 километров с крейсерской скоростью 540 км/ч на высоте 9000 метров. Для трансатлантического перелёта число пассажиров ограничивалось 50 местами. В этом случае максимальная дальность полёта увеличивалась до 9000 километров. Впечатляющие цифры для того времени!
Кроме того, рассматривалось применение EF 100 в качестве транспортного самолёта и дальнего разведчика-бомбардировщика. В транспортном варианте должна была быть установлена погрузочная рампа в задней части фюзеляжа. Для защиты от истребителей противника бомбардировочная версия проектировалась с оборонительными пулемётными точками как в верхней, так и в нижней части фюзеляжа.
По обилию «мог», «должен», «планировалось» и т.д. должно стать понятно — Junkers EF 100 так никогда не был воплощён в металле. Инженеры создали лишь деревянную масштабную модель для продувки в аэродинамической трубе. В 1942 году работы над проектом были окончательно прекращены. Я бы выделил 2 основные причины такого решения:
- министерство авиации Третьего рейха больше интересовали большие летающие лодки, т.к. они могли эксплуатироваться с любой подходящей водной поверхности. Тогда как для EF 100 требовалась подготовленная взлётно-посадочная полоса.
- в условиях войны сместился акцент с гражданской авиации на военную. Разработка новых проектов была нецелесообразна по ресурсам, да и существовавшие транспортники вполне устраивали военных.
Гигантский лайнер от конструкторов из Дессау так и остался «бумажным» проектом. Junkers EF 100 мог стать самым большим пассажирским лайнером своего времени, но остался в истории лишь представителем Luftwaffe 46 — целой плеяды нереализованных и экспериментальных самолётов Третьего рейха.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com
Читайте также: Кольцевые аэропланы Клода Живодана
По тегу #основнойаэродром_неизданное можно почитать другие мои статьи о несостоявшихся авиационных проектах.