Позиционирование – это ваше отличие от конкурентов, заявляемое в рекламе, коммерческом предложении, ответе на заявке на бирже. Идеально, если позиционирование позволяет нацелить услугу на сегмент рынка, где мало или совсем нет конкурентов, но чаще найти уникальное позиционирование очень сложно. Рассмотрим самые популярные варианты позиционирования фрилансеров – их плюсы и минусы.
1. Дешевле всех!
Самый проигрышный вариант, поскольку а) всегда найдется тот, кто сделает дешевле б) вы не зарабатываете нормальные деньги в) клиенту вовсе не нужен самый дешевый фрилансер, ему нужно решить задачу (очень дешевую машину, не способную выехать за ворота автосалона, никто не купит).
2. Качество, как в студии, цена – ниже
Хороший вариант, позволяющий объяснить преимущества работы с опытным фрилансером для клиента, но имеющий ряд минусов предыдущего варианта (акцент на цене). Подходит для работы с клиентами из малого / среднего бизнеса, которые считают деньги, но не ищут демпинговых исполнителей.
3. Отвечаю в течение часа!
Оперативность в работе очень нравится клиентам, но реально один человек не может круглосуточно отвечать клиентам, либо ему быстро надоест жить в режиме «нон стоп». Именно поэтому на рынке мне довелось слышать всего об 1 фрилансере, который давал подобные гарантии в оперативности ответа.
4. Всегда вовремя
Редкий, но очень крутой вариант – гарантировать не срывать сроки. В мире мало людей, способных всегда выполнять свои обязательства без задержек (такова человеческая природа). Минус данного варианта – потребуется время, чтобы заслужить репутацию человека, всегда делающего все вовремя. А потерять репутацию очень просто – достаточно один раз сорвать сроки, что может случиться со всеми.
5. Специализация на одной отрасли / услуге
Например, копирайтер, работающий только в нефтяной сфере и владеющей соответствующими профильными знаниями. Таких специалистов очень мало на рынке и они всегда ценятся. Минусы, как у переводчиков редких языков – при спаде в «своей» отрасли можно остаться без работы. Плюс сложно найти проекты, если отрасль небольшая.
Тем не менее, на рынке продвижения сайтов есть компания, которая специализируется исключительно на продвижении крупных порталов (сотни тысяч и миллионы страниц). Есть Дмитрий Кот, который делает дорогие коммерческие предложения для крупных клиентов (специализация не на отрасли, а одной услуге, в которой специалист достигает высот). Есть рекламные агентства, работающие только в нефтегазе (там очень много специфики, и человеку со стороны чрезвычайно сложно во всем разобраться).
6. Фрилансер – лидер рейтинга
Есть клиенты, которые рассматривают в качестве исполнителей только топовых фрилансеров. Им важно, чтобы проект делал раскрученный специалист. Поэтому можно вложиться в рейтинги, победы в конкурсах и занять топовые места на биржах. Плюсы позиционирования – реальное уникальное предложение (топовый специалист), к топовым фрилансерам идут заказчики, минусы – для достижения и удержания топа нужно тратить очень много времени и сил, а правила игры на тех же биржах могут измениться в один момент.
7. Эксперт – знаю больше, чем остальные
Разновидность фрилансера-лидера, но на наш взгляд – более стабильный вариант. Экспертам получают самые сложные проекты, у них покупают консультации, обращаются в сложных случаях. Реальных экспертов на любом рынке мало и без работы они не сидят.