Подводная лодка проекта 641Б «Новосибирский комсомолец» Б-396, зачисленная в состав советского военно-морского флота в год Московской Олимпиады, сегодня с некоторыми изменениям в конструкции выполняет роль музея имени себя.
Лодка находится у причала на Москва-реке в районе Северного речного вокзала со стороны Тушино и открыта для посещения.
2 — антенны Гидроакустического комплекса «Рубикон»; 6 — баллоны с Воздухом Высокого Давления; 11 — второй отсек; 12 — каюты; 13 —аккумуляторные батареи; 14 — выгородка батарейных автоматов; 15 — мостик; 16 — репитер гирокомпаса; 17 — перископ атаки; 18 — зенитный и навигационный перископ; 19 — мачта РДП; 20 — мачта антенны РЛК «Каскад»; 21 — мачта антенны радиопеленгатора «Рамка»; 22 — мачта антенны СОРС МРП-25; 23 — мачта антенны «Тополь»; 24 — боевая рубка; 25 — третий отсек; 26 — центральный пост; 27 — агрегатные выгородки РЭВ; 28 —осушительные насосы, гидравлические насосы, кондиционеры; 29 — четвертый отсек; 30 — каюты; 31 — аккумуляторные батареи; 35 — топливно-балластные цистерны
Сегодня экскурсия начинается из первого отсека, в который попадают через прорезанный в корпусе входной портал. Но изначально вход в лодку осуществлялся через люк в третьем, центральном отсеке из ограждения рубки. Спустившись по трапу вниз через боевую рубку, подводники оказывались в на верхней палубе третьего отсека, где располагается Центральный Пост.
Поскольку лодка «Новосибирский комсомолец» относилась к проекту 641Б, у нее был высокий уровень автоматизации по сравнению с дизельными лодками чистого 641-го проекта. С пульта «Вольфрам» происходило управление одним человеком по боевой готовности Номер 2 многими важными механизмами лодки, за которые отвечало БЧ-5. Это и системы пожаротушения, и клапана и кингстоны Цистерн Главного Баласта, и Воздух Высокого Давления, и система дифферентовки лодки и многое другое.
Имея за плечами несколько десятков выходов в море как раз за таким пультом, странно видеть на дизельной лодке лишь одно посадочное место для рулевого-сигнальщика. Управляться двумя руками с тремя манипуляторами, когда лодка идет под перископом и РДП, очень напряжная работа. Нужно одновременно держать глубину и направление...
Слева - гидроакустическая станция миноискания «Арфа», у которой не хватает противобликового козырька. В центре - пульт управления торпедной стрельбой. Справа - рули.
Такая плотная компоновка тоже кажется странной. Особенно в момент торпедной атаки. Конечно, можно выгнать акустика из-за станции миноискания, но торпедный электрик воглаве с командиром БЧ-3, которые крутят ручки механо-электрического вычислителя торпедной стрельбы будут явно мешать рулевому.
Это так, ворчание, по поводу переделки лодки в музей с явным перемещением оборудования на места, которые ему явно не принадлежали изначально. Типа стоящего в проходе гироскопа, обычно находящегося за семью печатями в рубке штурманских электриков.
Памятка штурманскому электрику и телефон, у которого отрезаны входные и выходные провода и есть только трубка. Но сам телефон адекватно передает надежность и предусмотрительность военной аппаратуры.
Шумопеленгаторная станция и гидролокатор на подводных лодках проекта 641Б были объединены в комплексе «Рубикон». В отличие от лодок проекта 641 это было более мощное оборудование следующего поколения. Причем такое же гидроакустическое оборудование ставилось в том числе на атомоходы второго поколения, в основном на лодки с крылатыми и баллистическими ракетами, которые не предназначались первоначально для поиска и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей вероятного противника.
Под перископом и в надводном положении за обстановкой велось наблюдение в активном режиме с помощью радиолокатора, а в пассивном – специальных приемных антенн, улавливающих излучение радиолокаторов противника.
Выдвижные и направляющие для них внутри лодки и они же - снаружи. Светлые части на ограждении рубки - дополнительные антенны гидроакустического комплекса "Рубикон".
Поскольку лодка "Новосибирский комсомолец" строилась в конце семидесятых годов, на ней в качестве одного из противоаварийного устройства была уже установлена стационарная дыхательная система, которой в то время еще не было даже на многих атомоходах второго поколения.
К третьему отсеку с кормы и носа примыкают два аккумуляторных отсека, верхние палубы которых отведены под каюты экипажа и различные «вспомогательные» помещения типа гальюна и камбуза.
В отличие от отсеков, где стоят дизеля и компрессоры, в аккумуляторных отсеках всегда приятно находиться. С подволока не капает масло и топливо.
Нет грохота машин. Тишина, нарушаемая только работой вентиляции. Однако за этим скрывается опасность – водород, который выделяется при зарядке батарей. Нужно постоянно следить, чтобы его концентрация не превысила некое пороговое значение. Иначе – объемный взрыв гремучей смеси водорода и кислорода.
Чистота и порядок в гальюне. Главное, чтобы все было подключено по схеме. Иначе г-но полезет в отсек, поддавленное забортным давлением.
PS. Третий отсек в лодках проекта 641Б проекта - как первый и седьмой это отсек-убежище, который можно покинуть в случае аварии и опускание лодки на дно.