А если работают, то как именно? Давно пора попробовать логически и магически (не или, а одновременно) это объяснить.
Сначала терминология. Как водится в этой дивной области знаний, она вариативна, но «я вижу так».
Амулет — штуковина, призванная защитить от нежелательных (часто — ярко выраженной злых, враждебных) влияний.
Оберег — как амулет, только «более широкого действия»: защищает не от конкретного, а от вообще любого вреда и неудачи, да и в целом «следит», чтобы всё с объектом влияния оберега оставалось благополучно.
Талисман — штуковина, призванная магически помочь в решении конкретной задачи. Например, привлечь удачные обстоятельства, собрать вокруг своего носителя много денег или развить его способности в интересной ему сфере.
Предмет силы — собирательное название для всех этих и любых других магических штуковин.
Теперь история. Точнее, крохотные её кусочки, которые мне особенно нравятся.
Сильными и священными, то есть как-то связанными с высшими, условно «небесными» делами, считались природные объекты — камни, например. Они внушали — камень сам по себе неплохо транслирует идею силы, недоступной обычному человеку. Конечно, речь о мегалитах — камнях достаточно крупных, чтобы выразить эту идею невероятности и концентрированной мощи. Должно было быть ощущение «и откуда он тут взялся? это же невозможно!» То есть первые предметы силы были нерукотворными — их не обязательно было создавать: наоборот, ценилось и наделялось магией готовое — как бы данное свыше. Этот пример — о связи предмета силы с предметом веры. Это важная связь, к ней ещё не раз вернусь.
А вот в форме тотемного столба коренных народов Америки видны две другие важные идеи. Во-первых, предмет как хранилище явления/идеи — один столб соединял воедино всю семью/род/племя, и олицетворял эту связь. Во-вторых, он рассказывал историю — магическую историю, конечно, то есть крайне важную для всего рода. Есть прекрасный случай, как у североамериканских индейцев остановился белый исследователь. Вечером ему показали тотемный столб и рассказали, что каждая фигура на нём — это ключевой человек или событие в жизни рода. Наутро исследователь обнаружил, что на столбе добавилась новая фигура — за ночь индейцы вырезали на нём кого-то белокожего и бородатого. «А это — ты», — объяснили они гостю. Очень мило, по-моему.
В католическом и православном христианстве, на самом деле, целая куча предметов силы. Паломнические маршруты были проложены именно к тем соборам, где есть значимые реликвии — мощи святыхили вещи, по легендам так или иначе связанные с Иисусом или Девой Марией. Не имея этих стратегических штуковин, храм быстро приходил в упадок, денег собирал очень мало. Иконы тоже чаще воспринимаются именно как предметы силы («они что-то могут»), а не как просто изображения библейских героев и сцен.
Но самое крутое — это вотивные дары, ex-voto. В православной традиции это выражено слабо (хотя тоже где-то как-то было и даже есть), а вот в католических храмах святым приносили и до сих пор кое-где приносят фигурки ног/рук/органов/младенцев и очень трогательные коллажи и рисунки. Фигурки частей тела нужны как просьба исцелить данную часть или как символ благодарности за её исцеление. «Открытки» — послания, составленные по магическим, в сущности, канонам — чёткое изображение (визуализация) желаемой ситуации и слова просьбы/благодарности. (Кому интересно, вот отличная отличная статья про католические вотивы.)
Фишка ex-voto в том, что это предмет силы, соединяющий нас с основным источником силы (который, разумеется, ещё и предмет веры), причём работает он, будучи помещённым к этому источнику максимально близко. То есть, это такая волшебная штуковина, которую нужно держать не при себе, а положить в определённое место, теснее прочих связанное по смыслу и цели с твоим желанием.
А ещё карго-культ. Так называют религиозные взгляды некоторых народов Меланезии, которые верят, что западные товары, прилетающие к ним на самолётах из Америки и Европы, созданы для них, меланезийцев, богами. Интересно то, как они «приманивают» эти предметы имитациями аэропортов или проводят ненастоящие военные парады (потому что те, кто привозил грузы, проводили настоящие). Но для разговора о предметах силы важно вот что: предмет сам способен начать вмещать для людей некоторую силу (самоценный смысл), сакрализироваться. Собственно, это не только черта «примитивного» сознания. Поиски и почитание христианских реликвий вроде Грааля тоже выстраивали вокруг себя локальные культы — просто над теми же искателями Грааля, в отличие от адептов карго-культа, не принято ржать.
А теперь главное: причём здесь современные магические штуки и как они работают?
Начну с психологического объяснения. Оно крайне забавно тем, что его приводят как доказательство своей правоты в рассказах о том, почему предметы силы НЕ работают. Ума не приложу, зачем рассказывать о том, как именно всё работает, приводить хорошие аргументы, а потом говорить «вот видите, фигня это всё». Вы же только что сами доказали обратное!
Первый психологический ингредиент эффективности предметов силы — так называемый эффект плацебо. Суть в том, что работает не сам предмет, а мы — но в твёрдой уверенности, что это всё предмет. Даже, что важно, благодаря этой уверенности мы и работаем. Например, человеку глобально не везёт, не растёт кокос и всё такое. Он покупает талисман на удачу — и тут всё меняется. Потому что он верит в то, что это всё не просто так, а значит теперь всё должно стать по-другому. Он отправляет себе это послание, и дальше неосознанно действует из позиции «у меня всё хорошо» и ведёт себя как человек, которому везёт. А это уже другая степень контроля (с внутренней установкой «теперь-то я перестану постоянно забывать кошелёк в автобусе» человек будет изначально более собран и начнёт следить за своими вещами). И — другая степень самопрезентации (к человеку, которому, по его убеждению, везёт, окружающие будут благосклоннее). Короче, человеку начинает везти.
Что это значит? Что талисман тут мог быть совершенно любым, хоть фантиком от конфеты? Да (с важной поправкой — если этот фантик подан человеку как «счастливый», и он в это верит). Что предметы силы не работают? Нет же! Дело в том, что без этого предмета описанные изменения в таком виде были бы невозможны: что ещё пробило бы эту стену неверия в собственную силу и соединило человека с ней? (Окей, множество всего тоже на это способно: но по соотношению «цена-качество-скорость-доступность» фитюлька-на-удачу будет в тройке лидеров.)
Здесь работает принцип соединения с помощью предмета силы с предметом веры. В данном случае предмет веры — ты сам.
Особенно мощно работает этот эффект в оберегах и амулетах от магических напастей вроде порч-сглазов и прочих радостей. Потому что от них защищает, по большому счёту, только уверенность в том, что ты от них по-настоящему защищён. Чем эта уверенность твёрже, тем лучше. Кстати, у меня есть хорошее видео для тарологов на эту тему. И статья про то, как не париться обо всём таком.
Отсюда — важное требование к предмету силы. Он должен внушать веру. «Такая штуковина ну точно сработает!» — должен думать человек, решивший её использовать. Это и есть критерий выбора магического артефакта. Некоторые устроены так, что верят в то, за что дорого заплатили. Другие — в то, чего не понимают (много странной символики, ммм!) Третьи — в то, что сделали для них люди, которых они уважают. Четвёртые — только в то, что сделали сами, полностью понимая, как, зачем и почему.
Второе — свойство «якоря». В психологии якорь — это предмет (или действие), вызывающее устойчивую ассоциацию с каким-либо состоянием или действием. Например, если каждый раз в момент искреннего смеха щёлкать пальцами, то через какое-то время сам щелчок будет вызывать немотивированное веселье. Если вам интересно, как создавать якоря, можете прочитать об этом, например, здесь. Якорем может стать предмет силы. Так часто работают талисманы: если сначала носить их в желаемом состоянии (например, на пике радости и силы после занятия йогой; я так делала), то потом сам контакт с «заряженной» штуковиной будет высвобождать в вас силы и боевой дух, даже если до этого вы чувствовали себя тряпочкой.
Кстати, это может быть выполнено разными лицами. Допустим, вы уже три года как тряпочка, и никакая йога вас не берёт. Тогда можно будет попросить кого-то «зарядить» штуковину для вас, и вы будете якориться уже не напрямую, а через ассоциации — вспоминая каждый раз стоящую за этим предметом историю другого человека и связывая её с собой и своими состояниями.
Тут важно то, что в этот предмет оказывается встроена история, рассказ о священном для вас состоянии или цели. И этот рассказ читается подсознанием, а оно может очень неплохо нами управлять (как правило, мы умеем им управлять гораздо хуже, чем оно нами).
А ещё этот предмет напитывается нужными качествами и свойствами — это делаете вы сами, но это становится частью вашей реальности. Совсем как карго-культ или квесты-поиски реликвий, где происходит наделение предмета силой — а эта сила берёт и начинает сама что-то формировать.
Из этого следует ещё один критерий рабочести штуковины. Она должна быть миленькой. В смысле — нравиться и вызывать сама по себе примерно те же чувства и состояния, которые вы собираетесь якорить. То есть если маг восьмидесятого уровня скажет вам, что череп глубоководного хряка на верёвочке вселяет уверенность в себе, и вы даже в это поверите (то есть эффект плацебо должен бы сработать), ничего всё равно не выйдет, если вы этого, на верёвочке, боитесь. Пусть даже только в глубине души. Покойное глубоководное животное будет якорить вас как раз в неуверенность и страх, что бы там ни говорил маг и вы сами себе.
А теперь — та-дам! — магическое объяснение. Всё супер-просто. Чувство безопасности (основанное на эффекте плацебо) и уверенность в контроле над ситуацией (умение настраиваться на любую задачу благодаря эффекту якоря) высвобождают в нас кучу энергии и личной силы. И вот тут начинается настоящая магия.