Когда я только начинал играть за Империю, то всегда задавался вопросом: кого же взять в отряд? С проигранными партиями приходило понимание, кто необходим в одной ситуации, а с кем лучше в другой. Но у одного персонажа всегда было зарезервировано почетное вип-ложе, персонажа, которого я брал в 99% своих игр и без которого не представлял геймплея за дохленьких людей. Конечно же, речь идет о целителе.
Discipline или Holy'к?
Да-да, таким образом я сейчас называю две конкурирующие ветки имперских целителей, все идет из этого треклятого WoW'а (ВЕРНИ МНЕ МОИ 2006-2011 ГОДА, СВОЛОЧЬ).
Целитель у людей начиная со второго уровня может выбрать себе специализацию - лечить сильно, но одного, или же многих, но понемножку. Как всегда, для полной ясности ниже привожу статы персонажей каждой из веток.
Ветка направленного лечения:
Ветка массового лечения:
По основным статам разницы между двумя ветками нет никакой, разве что 2-ому и 3-ему уровню правой ветки требуется чуть-чуть меньше опыта для повышения уровня. Но разница чертовски мала, чтобы брать ее в расчет.
Лично я всегда делаю выбор в пользу направленного лечения, не было (серьезно) еще такого случая, чтобы я вкачивал правую ветку. По стилю игры я очень люблю уходить в контроль, а это подразумевает полную уверенность в том, кого будут бить и понимание необходимого объема лечения по определенной цели для предотвращения серьезных повреждений/летального исхода. Директ хил из-за силы своего исцеления имеет возможность предоставить подобный контроль, в то время как у монахини и ее старших сестер с этим проблемы. Плюс способность патриарха ресать павших с 50% хп находится вне конкуренции, это гораздо весомее простого снятия дебаффов от прорицательницы.
На деле же вид хила сильно завязан на типе синергии всего отряда. Если Вы играете этой сборкой, к примеру (моей любимой), то вы сильно завязаны на мощного директ целителя, т.к. герой танкует в одно лицо, в него просто жизненно необходимо вливать тонны хила, монахиня это не вывезет.
Важный момент: ИИ не отличается особым интеллектом. Как правило, он выбирает своим стрелкам одну цель сзади, а воинам - одну спереди. Он не умеет "подбивать" хп определенного юнита под атаки других, к примеру. Единственный момент, когда стрелок может переключиться на юнита ближнего боя - когда ему остается нанести смертельный удар. В противном случае - будет долбиться во вторую линию. Именно поэтому легко предугадать, кто конкретно станет целью ИИ и предотвращать серьезные повреждения с помощью направленного исцеления.
При прокачке на нейтралах Вы будете сравнительно редко встречаться с ситуацией, когда у Вас серьезно поранили весь отряд. Чаще будут моменты из разряда "да вы зае**али фокусить моего героя/сквайра", или "ДА КАКОГО Х*Я У КАЖДОГО ОТРЯДА ССАНЫХ РАЗБОЙНИКОВ ПО 1-2 ЛУЧНИКА СЗАДИ", что, естественно, подразумевает получение основного урона только парой персонажей, никак не всем отрядом. К тому же маги, бьющие по площади, которые могут встречаться у нейтралов, обычно имеют не очень большое количество хп, что позволяет ликвидировать их до того, как они нанесут ощутимый урон, который нельзя исправить пропуском хода.
Исключения могут составить некоторые довольно неприятные толстые маги, такие как шаман гоблинов или шаманесса.
Поэтому при прокачке и играх против предсказуемого ИИ я всегда рекомендую брать направленного хила.
Если речь идет о пвп, то встает резонный вопрос - в кого идти? Для меня он, конечно, не стоит - всегда в патриарха. Помимо просто привычки и субъективной любви к данной ветке я постараюсь аргументированно объяснить, почему она смотрится выигрышней в любой ситуации.
Во-первых, как я уже описал выше, скорость прокачки. Сильные монстры для вас перестают быть серьезной проблемой, встал себе под щитом и стой. Тебя будут на лайте отлечивать, в то время как вторая линия ковыряет супостата. С масс хилом напасть на какого-нибудь людоеда или кракена отрядом второго уровня слишком рискованно. Мили зона должна вся стоять под щитом, ибо если они пропустят один удар без брони, то второй их гарантированно снесет. А при таргет хиле они встанут в защиту и протянут еще пару ходов, за которые товарищи уже успеют добить монстрика. Толстых и опасных магов, которые бьют слабее, но по площади (вроде поздних гномьих великанов или демонической твари) у нейтралов нет.
Во-вторых, это тактическая гибкость. В ПвП противник обычно не распыляется на всех воинов в отряде, он составляет список приоритетных целей для ликвидации, хил практически всегда в нем фигурирует. Однако же, имея так или иначе хоть какую-то мили зону, урон будет идти и по нашей первой линии. Зная, что на следующий ход лекарь 100% умирает, он направленно отхиливает нашего раненого воина, давая ему преимущество перед противником на своем фланге/зоне. Простым языком: мы решаем, кому необходимо дольше прожить, чтобы склонить чашу весов в нашу сторону. Масс хил лишен такой возможности.
Рассчитывать на то, что у противника будет архетип, ориентированный на массированный урон редко когда имеет смысл. Сама механика данной игры подразумевает заточку юнитов на прямой урон и уничтожение персонажей противника в зависимости от приоритетности на текущий момент, т.к. воин с 1 хп так же силен, как и с полным здоровьем. Поэтому от них нужно избавляться выборочно и как можно скорее, чтобы нивелировать их ценность в бою. Масс урон не такой точный, поэтому зачастую получаются обидные проигрыши, когда отряд противника, где все воины практически еле дышат, выхватывает победу из Ваших рук, т.к. Ваши воины не смогли вовремя "убрать" конкретного юнита.
Лично я вижу пользу от масс целителя только при полностью раскачанном лидерстве, когда появляется возможность перетасовки воинов первой линии, позволяя им по очереди принимать на себя удары. Но даже в этом случае масс хил будет не всегда полезен.
Безусловно, снятие дебаффов - полезная вещь, но урон от них (имеются в виду яд/мороз/ожог и пр. подобные), как правило, с лихвой поглощается направленным лечением + очень много остается еще сверху, нивелируя также непосредственно прямую атаку. Самые опасные дебаффы, такие как паралич или окаменение, накладываются на Ваш отряд, как правило, непосредственно перед ходом лекаря, не позволяя ему походить в принципе. Поэтому данная способность не проявляет себя в полной мере.
Могут, конечно, встретиться сказочные моменты из разряда "весь мой отряд кроме прорицательницы парализовала тень, а она взяла и сняла его, тем самым дав нам еще один ход на раздачу люлей, МАСС ХИЛ ИМБА ТЫ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕШЬ", но это можно запихнуть в раздел "фантастические истории". Рандом же, на него нельзя надеяться.
В общем, как-то так. Не устаю повторять, что выбор архетипа в принципе - вкусовщина, т.к. успех сражения в реальной партии зависит от огромного количества факторов, встретить на глобальной карте отряд с полностью исцеленными воинами тоже редкость, как правило. Помните, что главное - чтобы игровой процесс приносил удовольствие.
К слову, если Вы любите инквизиторскую ветку имперских воинов, то можете заглянуть сюда. Постарался изложить все как есть (не как каратель, без спешки).
Надеюсь, статья оказалась для Вас полезной и интересной. Удачи в боях!