Найти в Дзене

Самый "ненужный" предмет в школе? Продолжение. Уроки труда...

Начало здесь.

Для начала несколько зарисовок...

Как-то дочь, тогда ещё школьница, обнаружила в моих книжных запасниках толстую тетрадь, составленную из нескольких обычных тонких - в ней я, будучи четвероклассницей и пятиклассницей, вела записи на уроках труда. Были там и нормы закладки продуктов, и алгоритм шитья "элементарных" вещей (результат - неудачная "ночная сорочка" и перешитая из маминого платья прямая юбка) и много чего ещё. Да, опыт своеобразный, ткани при том же шитье попортила! Но что-то получалось, даже надевала.

Помню и первый "лапшевник" - блюдо, которое нам "задали на дом". Получилось слишком много и несколько странновато на вкус. Но родители и брат меня похвалили и, конечно же, всё съели. Первые тортики ("Наполеон", "Негр в пене","Медовый") и запеканки - это всё следствие уроков труда. Понятно, что всему там не научат - супы, например, научилась варить, глядя, как мама это делает. Блины - так же. Плюс наитие... И всё же польза, несомненно, от этих уроков была, хотя и не всё нравилось: штопка, те же пуговицы пришивать учили (я-то умела с детского сада - родители позволяли "ковыряться" в коробке для рукоделия, а вот некоторым девочкам приходилось осваивать эти премудрости именно на уроках)...

Так вот полистала дочка эту тетрадь и с сожалением так протянула: "Жаль, что у нас таких уроков в лицее не было. Вот Шурику повезло... " Это, значит, брату. Который пошёл в тот же лицей через четыре года и даже после начальной школы радовал нас деревянными и железными (!) поделками: коробочка, выточенный на станке кубок, танк-игрушка, подсвечник, роза. Кстати, кто-то из родителей на собрании тоже ставил вопрос: а зачем всё это? лучше бы дополнительный английский провели. Дай волю некоторым, они бы ребёнка на полдня за парту усадили. И чтобы каждый день (и помногу) только ТО, что, как они считают, "в жизни точно пригодится". Но откуда родителям знать наверняка, что "мой станет юристом", или врачом. И никем более. Сколько копий сломано на этой почве - "нам, родителям, виднее". Тут не могу не рассказать о девочке, однокласснице дочери, которая по результатам олимпиады поступила в РЭУ им. Плеханова. Родители были счастливы. А вот девочка... Отучилась два года и решила бросить университет. Узнала об этом, когда встретила её в поликлинике - в очереди в регистратуру она заинтересованно и нестандартно общалась с чужим ребёнком. Потому я и обернулась, что "звучало" всё весьма необычно. Разговорились: оказывается, очень любит детей (ну это как раз заметила!) и всегда мечтала с ними работать. А учёба в именитой Плешке ей настолько в тягость, что доучиваться не собирается. Хотя родители, конечно, против. К слову сказать, в школе ни одного праздника без этого солнечного и обаятельного ребёнка не проходило: прекрасно пела и танцевала. Этакий творческий явный "гуманитарий".

Но вернёмся к урокам труда... Вспомнилось и другое: невыносимо вкусный запах распространялся по школе, когда девочки на трудах пекли кексы и прочие вкусности. Потом, соответственно, угощались. Мальчишки завидовали и (как тоже отметил в комментарии один из читателей) напрямую говорили: везёт же! отправьте нас к девчонкам, мы тоже хотим печеньки печь!..

-2

Понять их можно: в мрачных "мастерских", заставленных старым, ещё советским несписанным оборудованием, пытались они что-то мастерить, но всё больше на улице с лопатами-метёлками...

В некоторых комментариях к предыдущей публикации читаю, что такие предметы, как музыка, ИЗО, физкультура, труды (с вариантами) хорошо бы вынести за пределы школьной программы - в кружки, секции - и не оценивать (одно из мнений: "...как можно оценить музыкальность человека? Если нет слуха, то этому не научить. Если ребенок рисует не по стандартам - это не значит, что он не умеет рисовать"). Основные причины - нет базы, некому преподавать "нормально и интересно" ("смотрю я на то, как идут эту труды у дочки в школе и понимаю, что учитель просто убивает у детей любовь к рукоделию"). И тут же всплывает в памяти, как медленно - после ухода на пенсию учительницы, которой к тому времени было без малого семьдесят - "умирал" в нашей школе кабинет трудового обучения для девочек. "Собранный" в советские времена, слегка осовремененный в 2000-е, по-домашнему уютный, он стал невостребованным, потому как не было человека, который подхватил бы это дело. Да и не искали особо. Одно время часы брала директор (!), потом замдиректора... Надо ли говорить, как проходили эти уроки (нередко самотёком, "сидите тихо и шейте") в кабинете, что поближе к администрации. Наконец уроки стала вести... учитель биологии. Но та хоть основы рукоделия более-менее знала. Да и той же рассадой занимались, цветами. А с мальчишками, как уже упоминала ранее, буквально мучилась учительница рисования. Варианты? В школьной программе такой предмет есть, проводить надо... Но выходить из положения вот таким образом - ни уму ни сердцу, конечно.

Пока школу реформируют глобально (говоря попутно и умно о субъектности обучающихся, об индивидуальных траекториях) "обновление содержания образования" так и остаётся очередным научно-педагогическим термином, философическим и уходящим (как само это слово с пометой *устар.), оторванным от настоящей школьной жизни. Поэтому "какие-то труды" и иже с ними, увы, либо далеко на задворках школьной жизни, либо ВОПРЕКИ всему и БЛАГОДАРЯ конкретным людям-энтузиастам - на коне. На радость нашим детям... Надеюсь.

*Я редко даю ссылки на другие сайты, но эта настолько в тему, что "добро пожаловать"! Почитайте на досуге, как "выкручиваются" некоторые школы...
В уральской школе мальчиков на уроках труда заставляют шить и готовить. Вместо работы за станками, парни надевают фартуки и сервируют столы...
-3