Найти тему

А не замахнуться ли нам на Огюста нашего, Монферрана? (Исаакий №4)

Оглавление
Ну, хорош же! А вот и не угадали.  Это Пантеон.
Ну, хорош же! А вот и не угадали. Это Пантеон.

Последняя часть нашего рассказа про Исаакиевский собор будет в жанре “историко-архитектурный триллер”. Чтобы не пришлось уводить беременных и малолетних от экранов сразу дадим спойлер - закончилось все хорошо. Собор прекрасен, по нашему скромному мнению, самый прекрасный в городе, а что он слегка смахивает на Дом инвалидов, Пантеон, и, как следствие, очень схож с вражеским Капитолием, так мы - французов этих победили, а свежетянутое в случае конечного успеха в архитектуре не считается.

Наш лучше. (Фото fishki.net)
Наш лучше. (Фото fishki.net)

Вон, Тома де Томон тоже подсуетился с Биржей, а как хороша. Получилось лучше всех, значит, наше.

Тут сразу надо оговориться, что ничего постыдного в этом нет. Вся история человечества построена на том, как более мощная нация побеждает менее могучую, а затем рачительно утрамбовывает в собственную кладовочку все достижения бывшего врага. Только сумасшедшие спартанцы махались просто так. Но у них были илоты, им было проще.

Любой специалист по архитектуре легко скажет вам, что в Петеррбурге надо смотреть, в первую очередь, не барокко (кто бывал в развитых Европах, знает, где барокко водится), а ампир - стиль придуманный при Наполеоне. Просто Наполеона союзники-то разбили, ограниченно верные французы все, что с ним связано, предусмотрительно разлюбили. А победители (конкретно Александр Павлович) внутренне Бонапартом восхищались, поэтому моду на ампир вместе добытым имуществом привезли в столицу.

Примерно с этого момента и начинается наша история.

Монферран - архитектор самозванец.

Сразу оговоримся - никаких инсинуаций. Как в анекдоте, в хорошем смысле слова. В конце будут ссылки, что почитать.

Итак, Анри Луи Огюст Рикар де Монферан, как он подписывал себя в документах и вошел в историю, родился в 1786 г. в пригороде Парижа Шайо и не был ни Монферранном, ни дворянином. Фамилия его была Рикар, отец рано умер, поэтому растил его отчим Коммарьё, художник и гравер. “Де Монферран” появилось позже, как утверждал сам архитектор, от матери. Она дописывала “из Монферрана”, но так фамилия становилась похожа на дворянскую.

Монферран поступил в Королевскую академию архитектуры. Во время наполеоновского правления он служит в армии, ранен. Служит, судя по всему, неплохо.

Портрет Огюста Рикара де Монферрана работы Ж. Д. Кура. Видны ордена св. св. Владимира 3-й ст., Анны 2-й ст. и Почётного легиона Франции.
Портрет Огюста Рикара де Монферрана работы Ж. Д. Кура. Видны ордена св. св. Владимира 3-й ст., Анны 2-й ст. и Почётного легиона Франции.

Есть версия, что его семья была связана с семьей Демидовых, которые и помогли ему перебраться в Россию и, думается, совершить действие, предопределившее его будущую судьбу.

В 1815 г. Монферрану почти 30 лет. Французы не успевают менять символику на улицах под меняющуюся власть. В побежденной стране молодому амбициозному архитектору ничего не светит.

Каким образом ему удалось добиться аудиенции у прибывшего в Париж Александра Павловича, нам еще предстоит узнать. Известно только, что императору Монферран предстал прекрасным рисовальщиком, подарив ему альбом с собственными эскизами различных триумфальный сооружений в честь победы над Наполеоном.

Например, это проект конной статуи Александра “для очень большой площади”.
Например, это проект конной статуи Александра “для очень большой площади”.

Практически, буклет под дверь подсунул. Хорошо, что Александр Павлович был бережлив, альбом “Разные архитектурные проекты, представленные и посвященные Александру I Огюстом Монферраном” не выкинул. Он и сейчас хранится в коллекции Эрмитажа.

Надо сказать, это не сильно помогло зодчему в продвижении. Если Демидовы обеспечили ему переезд в Петербург и первую финансовую помощь, то всему остальному он обязан Августину Бетанкуру, выдающемуся российскому государственному деятелю инженеру-проектировщику, заложившему основу транспортной системы России.

Памятная монета Банка России.
Памятная монета Банка России.

“Какой-то рисовальщик!”

Бетанкура связывают прекрасные деловые отношения с производителем часов Бреге (на русский манер - Брегетом). Швейцарский мастер вслед за французским высшим светом покоряет российский. Помните как у Онегина “недремлющий брегет” “не прозвонит ему обед”? Именно Брегет дает Монферрану рекомендательное письмо для Бетанкура, и тот, купив себе новый щегольской гардероб, прибывает в Петербург. Там, он был зачислен в качестве старшего чертежника в возглавляемый Бетанкуром Комитет по делам строений и гидравлических работ.

Важная деталь. Монферран не был рекомендован как архитектор. В таком качестве его никто не знал. Он охарактеризован как замечательный рисовальщик. Сначала Бетанкур определяет его художником на Императорский фарфоровый завод, но Монферран запросил такой оклад, что министр финансов не дал своего согласия.

Здесь надо вспомнить, что именно в 1816 году во время службы в действовавшем и без того не самом удачном соборе обрушился огромный кусок штукатурки. Александр Павлович возвращается к своим планам перестройки собора. Так как же появился Монферран в стране, где царят выдающиеся мастера классической архитектуры?

В 1809 году император организовывал конкурс на перестройку неказистого собора. Программу конкурса и приглашение принять в нем участие получили А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. И. Руска, В. П. Стасов, Тома де Томон и др. Результаты конкурса показали, что все зодчие в разработке проекта исходили из задачи создать новое здание, фактически не учитывая требований Александра I сохранить существующее здание хотя бы частично. Это привело к тому, что ни один проект не приняли к исполнению. Отечественная война 1812 г. приостановила проектирование, и только в 1816 г. Александр I обратился к Бетанкуру с предложением вновь начать разработку проекта, привлекая в качестве возможных авторов архитекторов — членов Комитета по делам строений и гидравлических работ. Надо сказать, что зодчие того времени в большей степени были художниками, а сооружение было невероятно инженерно сложным. Привлечение инженеров было крайне разумным.

А теперь, наверное, самое интересное. Если внимательно поизучать систему подбора подрядчиков при строительстве государственно значимых объектов, легко понять, что у нынешних проблем - глубокие исторические корни.

Борьба за стройку века.

Монферран рисует новый альбом, где в различных стилях создает 24 рисунка с эскизами собора. Мы помним, что он отменный рисовальщик, поэтому ему удается обойти тонкое место конкурса - знаменитые зодчие понимали, что такое крупное и тяжелое здание невозможно создать на старом фундаменте и с основой от проекта Ринальди - Монферран же как бы обстраивает старый проект новым, игнорируя факт несовпадения нагрузок. По сути, это предопределяет его победу в конкурсе ( не стоит забывать о члене комиссии Бетанкуре).

Насколько Монферран был выдающимся рисовальщиком можно судить по этому его рисунку фрагмента разобранного собора.
Насколько Монферран был выдающимся рисовальщиком можно судить по этому его рисунку фрагмента разобранного собора.

Есть еще одно серьезное препятствие. Монферран не имеет ни одного реализованного проекта. Бетанкур спешно включает его в число архитекторов Нижегородской ярмарки (личное участие зодчего в этом проекте, правда, оспаривается). Но нужен проект в Петербурге. Так, в ходе боев за главный православный заказ в 1817 г. Монферран становится архитектором дома для князя Лобанова-Ростовского.

Этот несколько нелепый желтый треугольник или “дом со львами”, который все знают по пушкинскому “Медному всаднику” , был начат  за год до утверждения Монферрана на Исаакий. И теперь представьте, что у князя под окнами 40 лет была стройплощадка.
Этот несколько нелепый желтый треугольник или “дом со львами”, который все знают по пушкинскому “Медному всаднику” , был начат за год до утверждения Монферрана на Исаакий. И теперь представьте, что у князя под окнами 40 лет была стройплощадка.

Проект собора вышел очень сырым, в нем не было нескольких существенных частей. Тем не менее, в 1818 году он был утвержден комиссией. 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собора. На первый год бюджет стройки составлял гигантскую сумму в 506 300 руб. При этом, расходы всегда превышали запланированные. В том же 1819 году ревизия выявила крупную недостачу средств.

Однако когда Монферран опубликовал чертежи и таблицы, на него обрушился с критикой другой французский архитектор Антуан Модюи. В своих письмах он подробно разбирал просчеты Монферрана и требовал остановить строительство. Была создана новая комиссия, куда вошли все крупнейшие архитекторы и Модюи, перерабатывавшая проект Монферрана несколько лет.

Оставив архитектурные перипетии в стороне, перейдем к финансам и нюансам.

Исаакиевский собор стал не только самым тяжелым, но и самым дорогим объектом в городе. Николай I, давший, наконец, Монферрану строить по переработанному проекту, нес огромное финансовое бремя.

Монферран так любил перформансы, что изрядно увлекся доставкой и выгрузкой колонн, которыми занимались по инженерным разработкам Бетанкура. Посмотреть на это действо публики собиралось огромное количество.

Архитектурно проект представляет собой не уникальное здание, а компиляцию из элементов Дома инвалидов и Пантеона, поэтому он страшно похож на взятый оттуда же американский Капитолий, а также изрядное количество локальных Капитолиев в США.

Общие затраты на строительство достигли 23,26 млн. руб.

-8

Небывалая сумма росла как на дрожжах. И то, как государство экономило на свой самой значимой стройке, можно рассмотреть на одной интересной детали, которую мы узнали от невероятно наблюдательного архитектора и знатока архитектуры Максима Атаянца. Вглядитесь в это фото.

Модильоны или модульоны, как их называют, собора должны были быть резными, но бюджет этого уже не мог нести и главный центр православия оставили, как есть.
Модильоны или модульоны, как их называют, собора должны были быть резными, но бюджет этого уже не мог нести и главный центр православия оставили, как есть.

Собор был освящен уже при Александре II, после смерти Монферрана. Похоронить Монферрана под полом собора император не позволил, поэтому прах его покоится в Париже, в абсолютно позабытой всеми могиле.

P.S. Поскольку не рассчитанный на такую массу фундамент таки дал трещины сразу же, над чудом Монферрана лучше все же, действительно, не дышать.

Теперь, что почитать.

Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.