Найти тему
Редактура или жизнь

Как позволить конфликту отталкиваться от персонажа

Органичный конфликт должен возникать на базе характера персонажа и его внешних целей. Если вы обнаруживаете, что персонаж, от лица которого вы ведёте повествование, недостаточно глубоко связан с любым конфликтом в сцене, то вам нужно либо поднять ставки для него лично, либо найти другого рассказчика, для которого ставки уже высоки. Для персонажа, от лица которого ведётся повествование в той или иной сцене, участие в этой сцене должно быть значимо, желательно и на физическом, и на духовном уровне.

Не бойтесь создавать персонажей, которые терпеть друг друга не могут. Ссоры должны возникать, даже среди друзей. В жизни мы часто думаем о приятных людях как о хороших людях. Но в художественной литературе это работает не совсем так. В литературе хорошие персонажи - это пожирающие конфликты вампиры, которые готовы высосать всю кровь из вашей истории и оставить вашу книгу бледной и безжизненной лежать на руках читателя. Звучит не очень? Понятно, что мы хотим, чтобы большинство наших персонажей любили, но как определить, рискуем ли мы сделать их слишком хорошими?

В одной фантастической эпопее, которую я когда-то читала, был хороший пример того, как слишком хорошие персонажи могут убить конфликт и импульс истории. В книге были десятки персонажей, почти все из которых сражались на одной стороне - и, естественно, они все хорошо относились друг к другу. Вроде бы, ничего плохого, верно?

Однако, когда вы думаете о том, что каждая сцена в вашей истории должна содержать конфликт, то понимаете, если все персонажи хорошо ладят, встают бодренькими каждое утро и вообще всегда крайне милы друг с другом, то в такой обстановке сложно создать постоянный поток конфликтов. Поскольку злые инопланетяне в той книге нигде не характеризовались, и поскольку герои редко обменивались с ними диалогами, автор этим самым по сути заблокировал все двери, которые могли привести его к созданию конфликтов в сценах.

Не попадайтесь в ловушку ухода от конфликтов. Обеспечьте вашим персонажам побольше недостатков, побольше споров, побольше уважительных причин встревать в конфликты, и побольше антагонистов.

В то же время, будьте осторожны и не создавайте фальшивые конфликты. Как и фальшивое напряжение, фальшивый конфликт - это попытка автора неестественным образом манипулировать историей. Используя фальшивое напряжение, мы говорим читателям, что происходит что-то захватывающее или опасное, хотя на самом деле это не так. При фальшивом конфликте мы высекаем искры между двумя или несколькими персонажами по поводу вопросов, о которых при естественном ходе событий они не стали бы спорить.

Например, автору романтической комедии придётся держать двух главных персонажей в разладе на протяжении все истории, потому что как только мальчик завоюет девочку, история закончится. Поэтому, хотя герои и влюблены друг в друга без памяти, автор может непрерывно провоцировать небольшие перебранки и недопонимания, которые будут перерастать в крупные ссоры.

Такой тип конфликта делает возможными интересные ситуации и диалоги и мешает персонажам достичь их целей слишком быстро. Но когда конфликт не отвечает личным особенностям персонажей и потребностям сюжета, он оставит читателей в непонимании. Конфликт работает только тогда, когда ваши персонажи действуют из искренних побуждений.

Перевод выложен здесь