Найти тему
Наталья А. Шатц

ОБЛИКО МОРАЛЕ, или Наши люди на такси в булочную не ездят!

Оглавление
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука". Источник: ruskino.ru
Кадр из к/ф "Бриллиантовая рука". Источник: ruskino.ru

Давненько я не писала о психологических защитах... Решила восполнить этот пробел. А поскольку в рамках темы “личностный радикал” следующую статью я планирую посвятить мазохистическим личностям, самое время освежить в памяти (или познакомиться) с таким защитным механизмом, как МОРАЛИЗАЦИЯ.

В чем его суть?

В оправдании и обосновании бессознательных (теневых, зачастую) порывов, решений, действий. Собственно, морализация — родная сестра рационализации. Они близнецы, правда, разнояйцевые. Ибо рационализация обосновывает наши бессознательные поступки, решения, драйвы, апеллируя к логике и целесообразности. А морализация делает то же самое, но для оправдания призывает на помощь этику, нравственные нормы и — чаще всего — социально-одобряемые долженствования. Проще говоря, девизы морализации — это: я должен/обязан, так принято и “чтобы соблюсти приличия”. Думаю, со всеми вариантами вы неоднократно так или иначе встречались — да и сами применяли.

Как формируется?

А вы знаете, на самом деле — увы! — довольно просто. Смотрите: ребенок слаб, зависим и беззащитен. А взрослые (родители) бессознательно стремятся во чтобы то ни стало поддержать “репутацию”, то есть образ “богов” — безгрешных, безупречных. Но они не боги, да? Они люди, они подвержены слабостям — вполне естественным. Они могут накричать, ударить (а то и отшлепать, отлупить ремнем, избить), обесценить, унизить, отвергнуть…

Что потом? Их настигает чувство вины или стыда. Но много ли вы видели родителей, способных после агрессивного порыва подойти к своему ребенку и покаяться? признаться, что были не правы, что теперь им стыдно? Ага, вот именно. Но им стыдно, они чувствуют себя виноватыми — то есть, встречаются с ощущением собственной “плохости”. Быть “плохим” у нас мало кто может себе позволить, не так ли? Трудно это вынести, ощущение плохости-то. Требуется срочная реабилитация — хотя бы в своих собственных глазах. И что тогда говорит такой родитель-агрессор себе (и ребенку)? Правильно, “я должен был так поступить для твоего же блага, ибо это МОЯ СВЯТАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ”. Вот это и есть морализация. Ребенок слушает эти “оправдашки” раз за разом, а морализация интроектируется (внедряется, то бишь) в его набор психологических защит.

Чему служит во взрослой жизни?

Ну, как вы уже поняли из примера выше, восстановлению и поддержанию ощущения “хорошести”. По моим наблюдениям эта пси-защита чаще всего срабатывает тогда, когда нужно “оправдать”, обосновать свою несостоятельность в чем-то. Вы наверняка неоднократно встречались с проявлениями морализации в таких вот ситуациях: скажем, по каким-то причинам не может человек создать и развить собственный бизнес или сделать карьеру — иначе говоря, не способен обеспечить тот уровень дохода, который хотел бы иметь. И тогда он говорит себе (и окружающим) что-то вроде: честным путем много денег не заработать, талант должен быть голодным и так далее. Вот это и есть морализация. Или фраза из замечательного фильма, вынесенная в заголовок — про булочную и такси: в ней морализация используется дабы восстановить (скомпенсировать) рухнувшую от зависти самооценку.