Вдоль пустынного Ямальского полуострова протянулась самая северная действующая железная дорога в мире. Линия проходит по болотам и бескрайней тундре, где на сотни километров не встретить человека.
Климат полуострова суровый, ближе к арктическому. Чередуется высокой влажностью и пронизывающими сильными ветрами в купе с низкими температурами. В короткий летний период максимальная температура может подниматься до плюс десяти градусов, а среднесуточная температура зимой в районе -25°С.
Сооружение дороги началось еще в 1986 году, когда правительством были поставлены задачи развивать богатейшие месторождения углеводородов Харасавэйского и Бованенковских месторождений.
Отправной точкой считается станция Обская Северной железной дороги.
Верхнее строение пути построено на вечномерзлых грунтах, что требует постоянного мониторинга состояния тела насыпи. При сооружении насыпи применены нестандартные проектные решения. Структура представляет собой "слоеный пирог", где нижние слои вечномерзлых грунтов накрыты несколькими слоями так называемого теплового амортизатора. Это позволяет поддерживать постоянную низкую температуру внутри насыпи в течении короткого лета и сохранять проектные отметки профиля пути.
В девяностые годы финансирование проекта было прекращено и возобновилось строительство только в 2005 году. В начале 2010 было запущено рабочее движение на всей протяженности железной дороги полуострова от станции Обская до станции Карская. Всего ведено в эксплуатацию 572 км главного хода.
Дорога характеризуется большим количеством мостов и водопропускных труб. Самым значимым и технически сложным считается мостовой переход через реку Юрибей протяженностью 4 км.
Для скрещения и обгона поездов на линии работают 5 станций и 12 разъездов. Ввиду отсутствия на полуострове линий продольного электроснабжения питание потребителей на раздельных пунктах осуществляется от модульных дизель-генераторных установок.
Устройств сигнализации, централизации и блокировки на линии нет, поэтому движение поездов организовано по телефонным средствам связи.
Сложные климатические условия, постоянные ветра и метели, вносят коррективы в работу железной дороги. Серьезным испытанием погода является как для людей так и для техники.
Основное предназначение эксплуатируемой линии - подвоз строительных материалов и оборудования к местам геологоразведки и добычи газа, а также перевозка вахтовиков. Для перевозки работников курсирует грузопассажирский поезд перевозчика "Газпром Транс". Время в пути от Обской до Карской составляет около суток и зависит от погоды.
В состав пассажирского поезда обязательно включен вагон-электростанция, который обеспечивает состав электричеством.
Бованенковская железная дорога находится в собственности у Газпрома. Много раз поднимались предложения о передаче линии в состав общей сети РЖД, но ввиду высоких издержек в эксплуатации и незначительных объемов перевозог СПГ железнодорожная монополия не торопится с решением.
Такое решение может быть принято после завершения строительства арктического порта Сабетта и начале разработки находящихся на полуострове месторождений золота, меди, серебра, кобальта, магнетитовых руд, что позволит иметь понятную грузовую базу и объемы грузоперевозок.
Понравилась статья, ставьте лайк и делитесь постом в соцсетях!
Подписывайтесь на канал, чтоб не пропускать новые интересные публикации ☺
Читайте также:
Затопленная станция, поезда едут по воде
Электрифицированная узкоколейка Боровичского комбината
Ползуны на колесах, причины возникновения
и другие статьи на канале...