Найти тему
Психологион

Самопожертвование: вам это правда надо?

Вам знакомы следующие принципы?:

1. Другим отдай лучшее и вкусное, а сам будь скромнее, перебьёшься.

2. Отдай последнюю рубаху, если рядом кому-то нужно. Сам себе потом еще найдешь.

3. Позаботься в первую очередь о слабом, ведь ты же сильнее.

4. Самопожертвование — это качество настоящего человека.

Ну, а если вы не просто с этими фразами знакомы, а еще и считаете их своими руководящими принципами, то я вас «поздравляю»: вас, как и меня, воспитывали в русле «рабской психологии». Это такая психология, которая не только самого человека, живущего по этой психологии, делает больным и убогим, а еще и людям вокруг него причиняет боль и страдание. Почему? — Давайте разбираться.

Вы летали когда-нибудь на самолете? Если летали, то помните часть инструкции безопасности: "В случае разгерметизации салона автоматически выпадут кислородные маски. Если вы с ребенком, то сначала наденьте маску на себя, а затем — на ребенка". Людей, не привыкших думать, такая постановка задачи может повергнуть в культурологический и гуманистический шок: «Как так! Сначала ведь надо спасать ребенка, а потом позаботиться о себе! Ребенок-то важнее!». Но, немножко подумав, человек понимает: «Если я не обеспечу кислородом себя — я могу потерять сознание. И тогда о ребенке точно некому будет позаботиться. Надеть маску на себя — это значит обеспечить собсвенную дееспособность для того, чтобы мы оба получили возможность спастись. А если я буду без сознания — ребенок может не справиться, и тогда количество жертв увеличится».

Казалось бы, такая простая вещь, а ведь регулярно ускользает от внимания: если ты хочешь позаботиться о людях вокруг, ты должен быть достаточно богат, чтобы у тебя на руках были средства и силы для заботы.

Почему я выше сказал, что самопожертвование, возведенное в культ «истерического самопожертвования», делает человека больным и убогим? — Да потому что тогда человек живет по принципу «я отдать должен больше, чем взять себе». И такой человек начинает медленно (а кто-то — быстро) и верно умирать. Он умирает потому, что живая система, если она хочет быть живой, должна следовать принципу «полученной энергии должно быть больше, чем отданной вовне». А если живая система энергии больше тратит, чем получает, то такая система очень скоро становится неживой. Что мы, собственно, и можем наблюдать вокруг, отслеживая жизни людей, которые привыкли тратить, но ни в коем случае не разрешают себе «набирать и аккумулировать».

Представьте себе, что я хочу сделать мир вокруг лучше и красивше (просто потому, что мне в таком мире жить нравится). И вот я, исповедуя принцип «все для людей, а себе ничего», начинаю работать на износ, тратя как полоумный все, что у меня есть: время, силы, деньги. Как скоро наступит тот самый «износ»? — При должном старании — весьма скоро. И кому я этим сделал добро? Чуть-чуть позаботился о мире и сдох? Крутой заботник, ничего не скажешь :)

А если я включу рассудок и начну думать? — Тогда я пойму, что миру, о котором я хочу заботиться, гораздо выгоднее будет, если я, такой заботливый, буду жить как можно дольше. А еще выгоднее будет, если я аккумулирую у себя достаточно сил и средств, чтобы моя забота была помасштабнее и позначительнее. Согласитесь, человек с пригоршней медяков в кармане и с чахлым здоровьем тоже может заботиться о ком-то, но его забота будет не в пример меньше и слабее (а главное — короче), чем забота человека богатого и пышущего здоровьем.

Итого: хочешь быть полезным людям? — Сначала позаботься о себе, наберись сил и ресурсов, и тогда у тебя будет возможность позаботиться о других. И это гораздо более трудная, творческая задачка, чем просто разбрасываться ресурсами направо и налево. Тут голову включать надо.