Побывать на «Шелковом пути» я мечтал много лет, но все никак не получалось. Как я представлял себе эту гонку? Можно вспомнить сцену старта мотогонки из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Много песка – под ногами, в воздухе, на одежде, в кружке вместо любимого напитка. Сотни гонщиков, нарастающий рев форсированных моторов.
Реальность оказалось немного другой, во всяком случае, в кворуме – в этом году маршрут ШП разделен на две части, российскую и китайскую. Наш этап – петли вокруг Астрахани через Элисту, далее Волгоград, Липецк, финиш в Москве. На старте у новодельного, громоздкого здания астраханского театра опера и балета стояло всего четыре десятка боевых машин. Зато каких!
Мировые звезды ралли-рейдов не проигнорировали российскую гонку. Нассер Аль-Аттия, Нани Рома, Язид Аль-Раджи, Акира Миура, Гарри Хант, Владимир Васильев и другие. Заводские «грузовые» команды КАМАЗ-Мастер (Включая победителя Дакара Эдуарда Николаева), МАЗ-СПОРТ, ГАЗ Рейд Спорт – и их оппоненты из Mammoet Rallye Sport, Riwald Dakar Team и Hino. В последней за рулем – отец и сын. Йошимасу Сугаваре – 72 года, это старейший гонщик Дакара и ШП. Но главный сюрприз лично для меня — в зачете Т2.
Я много лет знаком с мотогонщицей Анастасией Нифонтовой, но все равно был удивлен ее появлению на стартовом подиуме «Шелкового Пути» за рулем гоночной "двухсотки". Вопросов, за кого болеть на гонке, больше не было. Тем более, что в Астрахань я прибыл по приглашению Toyota Team Russia, получив в свое распоряжение на несколько дней стоковый Fortuner с наклейкой MEDIA11 на борту.
Что такое ралли-рейд глазами журналиста? Подъем в 4:30 утра — гонка живет по московскому времени, что бы там не было на часах в гостинице. Перекусить, прыгнуть в машину и выдвинуться к одной из обозначенных в навигаторе фототочек.
Перегон может занимать несколько часов. Специальный компьютер, установленный организаторами на наш Fortuner, не дает превышать скорость ни на асфальте, ни на ухабистых грунтовках, рассекающих степь.
Иногда где-то вдалеке, где степь смыкается с небом, проносятся гонщики – различим лишь столб пыли или сумрачной гари выхлопа.
Маршруты к точкам могут пересекать гоночный канал. При таком раскладе, попасть на позицию мы можем только до момента технического старта ралли, то есть в некоторых случаях за 3-4 часа до того момента, как мимо нас проедет первый из гонщиков (как это было на бархане с названием «Большой брат»).
Покинуть локацию мы, опять же, можем только после окончания всех заездов и проезда «метлы».
Таким образом, ралли-рейды вживую и на экране телевизора совсем не похожи. В реале, динамичная картинка — это всего несколько секунд, потом десятки минут ожидания. Палящее солнце и скрип песка на зубах.
Когда ничего не происходит, в голове вертятся мысли. Ради чего все это? Пожалуй, ради тех, кто сидит за рулем. Все это для них. Им тяжело, больно, наверняка иногда и страшно. Но все равно — удовольствие, которого в обычной жизни не получить.
Для нас – журналистов, и приехавших на точку зрителей — рев и жар моторов. Монстры из металла, пластика и углеволокна проносятся на расстоянии вытянутой руки. Ощущение причастности тоже стоит немало…
После проезда «метлы», роль которой играет КАМАЗовский эвакуатор с настоящей метлой на ограждении платформы, можем двигаться дальше. Под управлением Гриши eror13, наш Fortuner – практически ралли-кар. По волнистым грунтовкам идем 80-90 километров в час, взмывая в воздух на перегибах и мягко, по кошачьи приземляясь на все четыре колеса. Но успеем ли на технический финиш?
Заснять лидера гонки, сумасшедшего Аль-Аттию на его безумном Hilux с 370-сильным пятилитровым V8 не удалось – он уже финишировал уехал в парк, но остальных встречаем. Вот и Land Cruiser Насти…
Спортсменка выглядит выжатой, как лимон, но машина цела, да и результат неплохой – в середине общего зачета. Гонка преподносит сюрпризы – сошел вскоре после старта опытный Акира Миура, легендарный Нани Рома после одного из прыжков ощутил последствия полученной на Дакаре травмы и не смог продолжить гонку.
В той или иной степени, с техническими проблемами столкнулись почти все участники.
Вечер второго дня гонки продолжается в бивуаке, обустроенном рядом с ВПП на территории действующей воинской части. Под чехлами по соседству стоят штурмовики и истребители, готовые взмыть в небо по команде в любой момент. Механики трудятся над автомобилями, которым неслабо досталось сегодня, в основном, это касается подвески и трансмиссии.
Лишь в 9 вечера возвращаемся в отель. Теперь – обрабатывать фото, и пытаться поспать несколько часов. Уже в 6 утра выдвигаемся на первый спецучасток – чтобы заснять гонщиков в самом начале дистанции, и потом нагнать их на техническом финише.
На третий день "Шелкового пути" начинаешь слегка вникать в суть происходящего, и дело тут не только в том, что понимаешь, как сделать интересные фотографии.
Ты больше не извне, ты внутри. Теперь все вокруг — словно большая и крепкая семья. В том числе, и на спецучастках — поддержка и взаимовыручка тут в порядке вещей, как среди фотографов и журналистов, так и среди гонщиков.
Конечно, есть соперничество. Есть гоночный дух, есть честолюбие, есть коммерция. Есть технические неисправности, которые сегодня, во время марафонского этапа, экипажам нужно устранять самостоятельно, без помощи механиков.
Посмотреть, как наследный принц Катара лично снимает и разбирает задний дифференциал – дорогого стоит.
Но главное, что понимаешь, вращая молитвенный барабан в главном хуруле Элисты (крупнейшем буддийском храме Европы), это то, что объединяет всех этих людей: общая вселенная, в которой все по-честному. Есть педали, руль, и двигатель под капотом. Есть ты, твой штурман, твоя команда и зрители, которые всегда привезут тебе в лагерь на своей видавший виды «Ниве» отвалившееся от удара о бруствер колесо.
Все остальное — не имеет значения. Во всяком случае, пока идет гонка…
Наутро сразу после выезда из Элисты по капоту Fortuner застучали капли дождя, который с каждой минутой становился все сильнее. На фототочку на бархане под названием Черные пески мы приехали через пару часов. Дождь все усиливался.
Подъезжать вплотную к гоночному треку мы не имеем права, поэтому выходим из автомобиля, идем на точку пешком, мокнем под дождем полтора часа. Предвидя неладное, по пути мы купили в придорожном магазине "Все для дома" резиновые сапоги, но они не особо помогли — все, что было ниже пояса, насквозь пропиталось влагой, сапоги наполнились водой по щиколотку. Верх — сухой, спасибо гортексовой куртке, но что толку?
В небе трещит "Еврокоптер" телевизионщиков с гигантской камерой на носу. Вскоре мимо проносятся трое лидеров гонки, но нашего принца среди них нет – задний дифференциал починить ему не удалось, поэтому вместе с задним карданом он был демонтирован, и Hilux стал переднеприводным. В такую погоду далеко не уедешь…
Еще через полчаса в техническом чате появилось сообщение: «Этап отменен». Я вздохнул, убрал желто-черную рацию в карман, побрел в сторону автомобиля. Глубокие следы на мокром кирпичном песке…
По дороге через дюны встречаю грустного вида парнишку с камерой. Его машина застряла в кустах неподалеку. Логотипы на кофте и автомобиле — бренд "чудо-присадок". Их представитель недавно общался со мной в сети откровенно по-хамски, но не помочь застрявшей машине я не могу. Что бы на ней не было написано… Мягкий рывок накрытой старым шерстяным одеялом "динамики", из неплотно закрытого багажника "делики" валятся чемоданы, ребята на свободе. Едем дальше.
Перед тем, как садиться в автомобиль, отряхиваю воду со своих фотоаппаратов — благо, такие приключения мои "единички" от Olympus переживают безболезненно. Погнали! Перед ветровым стеклом висит плотное серое марево. Струи дождя молотят со всех сторон. На спидометре — разрешенные "трипи" 108 км/ч. Хочется прорваться на участок СР3, где застряли в грязи почти все гонщики, но времени не хватает — мне нужно в аэропорт. По пути обсуждаем, что рейдовики нынче уже не те – подумаешь, дождика и грязюки испугались!
Разворот с захватом скользкой обочины ставит точки над Ё. Fortuner неожиданно сползает в кювет. Калмыцкая степь коварна. В сухую погоду — почти бетон. В дождь — глиняное месиво, на котором даже тронуться с места — достижение.
Выход один: включаем блокировки, раскачиваем машину, газ в пол! Не без труда набрав необходимую инерцию, мягко выпрыгиваем на шоссе из кювета. Вопросов к прервавшим гонку организаторам у меня больше нет…
Уже в аэропорту я узнал, что команда МАЗ-СПОРТ в полном составе снялась с гонки, по причине отмены того самого этапа. Дескать, подсчет результатов по этапам первого СУ предоставил сине-белым конкурентам необоснованное преимущество. Меня не было на точке, поэтому я не могу сказать, кто прав, кто виноват – но предположу, что безопасность участников все же важнее амбиций.
Российское бездорожье способно остановить кого угодно, будь ты хоть арабский принц на Toyota, хоть россиянин на КАМАЗе…
Текст и фото: Артем Ачкасов, специально для Drive2.ru
P.S. Больше красивых фотографий с участниками из различных команд будет в следующем посте. Также после окончания гонки я планирую выпустить большое интервью с Настей Нифонтовой. Если у вас есть вопросы к Насте – задавайте, я задам их от вашего лица.