Найти тему
Наталья А. Шатц

ДЕВОЧКАМ ВЗРОСЛЕТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ, или о “настоящих” и “ненастоящих” мужчинах

В нашем обществе процветает махровая искусственная инфантилизация женщин. Иначе говоря, табу на женскую взрослость.

Конечно же, как и к любому практикующему психологу, ко мне весьма часто приходят клиентки с запросом, скажем так, “на личную жизнь”. То есть те, кого не устраивают их паттерны в выборе партнера (“вечно выбираю не тех”) и модели построения — сценарий — отношений.

Естественно в ходе консультации обязательно звучит вопрос: “А какого мужчину ты хочешь видеть рядом с собой?”. И — угадайте, какой ответ я получаю в девяноста девяти процентах случаев? Да, вы правы: “Настоящего мужчину” (а какого же еще, ага!). Естественно, что следующий мой вопрос: “А кто такой настоящий мужчина? Какой он?”

И тут уж в ста процентах я слышу (с очень редкими неожиданными вкраплениями) один и тот же перечень: ответственный, надежный, уверенный в себе, сильный (тут речь не только и не столько о физической силе, сколько о “силе духа” — в переводе на мой язык, об умении опираться на себя, об устойчивости), самостоятельный, способный принимать решения, умный (изредка звучит “мудрый”).

Это, пожалуй, основное. Нет, есть еще, конечно, “мелочи”, вроде “финансово состоятельный” и так далее. Но они, эти “мелочи”, как правило являются следствием, вытекающим из основного набора качеств, определяющих “настоящего мужчину”.

Самое интересное, что этого же взгляд на “настоящесть” и “мужественность” придерживаются и сами мужчины. Что тоже вполне естественно: ведь нарисованный выше портрет — ни что иное, как один из самых устойчивый и распространенных социальных стереотипов. Это портрет “настоящего мужчины”, созданный нашим обществом. И, думаю, все вы с ним хорошо знакомы. Я имею в виду — наслышаны.

Но вот в чем дело, друзья: это вовсе не портрет “настоящего мужчины”. Это — описание взрослого человека. То есть — психологически зрелого. И чтобы объяснить, почему это так, я — как обычно, это ведь я! — предложу вам традиционный

ЛИКБЕЗ

На этот раз я расскажу об устройстве личности при помощи транзактного анализа, ибо модель, которую предлагает это направление психологии, лично мне очень нравится своей простотой и емкостью.
Итак,
с точки зрения ТА, нашу личность можно разделить на три равновесные (в идеале) части, которыми она прирастает последовательно — по мере нашего физиологического и психического взросления.

Первая — детская часть, Внутренний Ребенок, о котором вы так или иначе наверняка слышали. Она появляется и формируется от нашего рождения и до вступления в юношество — то есть, до 15-18 биологических годиков. Единственной же остается до 2,5 - 3 лет. А вот ведущей в норме должна быть до подросткового возраста, то есть, примерно до 11-13 лет. В идеале. На практике же чаще получается так, что Детская часть продолжает “рулить” не только у отроков, но и у вполне себе взрослых (биологически) людей (позже я к этому еще вернусь).

Итак, что такое Внутренний ребенок и за что он отвечает в структуре нашей личности? Ну, собственно, это ребенок со всеми вытекающими. Эта часть обеспечивает нам, с одной стороны, паттерны зависимости, слабости, беспомощности и так далее — в общем все, что свойственно детенышу (и не только человеческому). С другой же стороны, Внутренний ребенок — это источник наших… желаний. Потребностей. То есть, все наши “хочу”, “мечтаю”, “жажду” продуцирует он. А ты помнишь, что наши потребности, по сути, являются нашей жизненной силой? По крайней мере, очень значительной ее составляющей. И значит, как ни крути, а наше Внутреннее дитя — в том числе, источник нашей жизненности. По Фрейду, либидо. К чему я это? К тому, что наша сексуальность, как ни странно, это тоже “заслуга” нашей детской части.
Еще
Внутренний ребенок — это, конечно же, источник эмоций. Всех, любых. И — источник интереса. Интереса самого по себе, я имею в виду, к чему бы то ни было. А интерес, любопытство — это еще одна составляющая жизненности. Думаю, вы замечали, что такие энергетические спады, утрата жизненности чаще всего или даже всегда начинаются с постепенного угасания интереса — к одной сфере, другой, третьей, и способности удивляться.
Ну и, поскольку
детская часть является источником интереса, то, как следствие, она же — источник творчества и вдохновения. А поскольку только именно от созидательной деятельности (то бишь, творчества) мы получаем истинное, глубинное удовлетворение, которое ложиться в основу удовлетворения собой — иначе говоря, создает и поддерживает ощущение собственной ценности, ту самую любовь к себе, то можно смело говорить, что Внутренний ребенок — это источник нашей самоценности. Ни больше, ни меньше. Но, повторю, все это, во-первых, при условии “здоровья” (или равновесности) всех частей нашей личности, а во вторых… тут придется объяснить.

Внутреннее Дитя, с точки зрения ТА, в свою очередь состоит из трех частей: адаптивной (та, что наделяет нас способностью подстраиваться под требования и запреты окружающего мира, идти на уступки, проявлять гибкость, подчиняться и так далее), протестной (агрессивный страж наших границ, в первую очередь, внутренних) и свободной (сообщает нам спонтанность, разрешения, то есть, те самые внутренние права). Так вот, здоровый Внутренний ребенок — это тот, у которого все эти три эти части развиты гармонично, ни одна не преобладает в ущерб другим. Большая редкость, увы.

Идем дальше. В два с половиной - три года, в период первой дифференциации, когда ребенок начинает выходить из симбиотической связи с мамой и осознавать себя как отдельную (от мамы) единицу, появляется и начинает формироваться вторая часть в структуре личности: внутренний Родитель. Его мы создаем, естественно, по образу и подобию наших собственных реальных (внешних) родителей, а также других значимых взрослых. Он состоит из двух частей — заботливый родитель и критикующий родитель.

Первый наделяет нас такими качествами, как заботливость, способность сопереживать, сочувствовать, помогать, защищать, утешать, жалеть и так далее. ответственность за кого-то мы на себя берем тоже под влиянием этой части.
Второй — цензор, контролер, носитель морали, традиций, конструктивных и деструктивных программ (под программами в данном случае я подразумеваю как полезные автоматические навыки и привычки — есть суп ложкой, пить из кружки, переходить дорогу на зеленый сигнал), так и вредящие и ограничивающие жизненные сценарии. Критикующий родитель — это наши “можно/нельзя”, “должен”, “надо” и так далее. И он же — внутренний насильник, обвинитель, судья и палач.

Ну и, наконец, третья часть в структуре нашей личности — Внутренний Взрослый. Он начинает очень медленно формироваться примерно с семи — двенадцати биологических годиков. К сожалению, развивается не у всех, у многих (честно говоря, практически о большинства) так и остается в зачаточном состоянии. Хотя в норме должен стать ВЕДУЩЕЙ частью годам так к двадцати пяти (ну, хотя бы к тридцати!). О причинах психологической “недозрелости” я неоднократно писала — и еще буду посвящать этому статьи, ибо тема весьма и весьма обширная, поэтому сейчас не стану останавливаться на этом подробно.


Итак,
Внутренний Взрослый — это, как раз, те самые ответственность, самостоятельность, способность опираться на себя, принимать решения и выдерживать их последствия, психологическая устойчивость и так далее. Узнаете портрет “настоящего мужчины”? Ага, он самый. Что еще здесь? Зрелый (то есть, развитый) интеллект, способность к анализу, сравнению и синтезу (это основные операции мышления, доступные только взрослому разуму), стратегическое и тактическое планирование, выдержка (я имею в виду, способность откладывать удовольствие — у ребенка ее нет, например). Это наименее эмоциональная наша часть (я бы даже сказала, практически безэмоциональная). Внутренний взрослый — это тот самый внутренний стержень, царь в голове, Эго (в определении теории субличностей, в психоанализе тоже). Да, и мудрость, как квинтэссенция жизненного опыта, работы над ошибками, самоанализа, — тоже качество, которым снабжает именно внутренний взрослый.

Понимаете теперь, кого у нас называют “настоящим мужчиной”? Взрослого человека, ага.

Все наши части нам нужны, среди них нет “плохих” и “хороших”, каждая имеет очень важный функционал в структуре личности. Повторю, в норме они должны быть развиты равновесно, гармонично, и становиться ВЕДУЩИМИ тогда, когда это уместно. Скажем, за рулем автомобиля совершенно нечего делать Внутреннему ребенку, не так ли? А вот команда из внутреннего контролера (критикующего родителя) и внутреннего же взрослого будет как нельзя кстати. Зато любому из внутренних родителей совершенно нечего делать в вашей постели — когда вы собрались заниматься сексом с партнером. Да-да, в объятия друг друга лучше всего прыгать из состояния Свободного Внутреннего Дитя — хоть это и может показаться странным (с непривычки). В творчестве неуместен взрослый, а в деле (работе, бизнесе) — ребенок. Ну и так далее.
И, опять же, вопрос своей “уместности” Детская и Родительская часть не должны решать самостоятельно.
Функцию регулятора внутренних (впрочем, и внешних тоже) отношений несет Взрослый — у тех, у кого он достаточно развивается. Но это все в норме.

В нынешней же нашей реальности, как я уже сказала, у очень-очень многих биологически взрослых людей внутренний (психологический) Взрослый либо недоразвит и слаб, либо вовсе отсутствует. Роль регулятора чаще всего выполняет Родитель (угадайте, какой из двух?), а ответственность, функции защиты границ нередко сваливаются на внутреннее Дитя (которое к этому неспособно). В итоге человек издерган внутренними конфликтами, эмоциональность задавлена (внутреннему ребенку не до чувствования, он тащит тяжкий груз “долженствований” и вины, ибо именно в таком виде детеныш воспринимает “ответственность”). О том, какие внешние результаты получает такой человек, думаю можно не говорить: все с ними встречались.

ЗАПРЕТ НА ВЗРОСЛОСТЬ
Ну а теперь вернемся в теме нашей статьи. Итак, как вы поняли,
в представлении нашего социума взрослый человек — это “настоящий мужчина”. Ну и бог бы с ним, ничего плохого в этом нет, наоборот, это замечательно, что социум всячески поддерживает психологическую зрелость мужчин.
Проблема в другом:
общество столь же активно НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ взрослость женщин. А именно — вот тот самый список: ответственность, самостоятельность, способность опираться на себя, принимать решения и выдерживать их последствия, психологическая устойчивость и так далее.
Дабы не лить воду, просто приведу пару примеров, и вы сами все поймете.

Легкое ДТП, участники — две дамы. Одна предлагает оформить по европротоколу, вторая звонит и дергает с работы мужа. Потому что сама не может принять решение.

Недавно прилетел в личку весьма сомнительный “комплимент” (сомнительный для меня, конечно же). Цитирую дословно: “Все ст. дельные, просто великолепны. Редкий случай - женщина-профи.”
Да нет, не редкий, на самом деле. Вот сочетание “профи+чувство языка+системное мышление”, допускаю, встречается не так часто вне зависимости от половой или гендерной принадлежности. Так при чем тут “женщина”? А при том, что в сознании написавшего мне эту “похвалу”, таким вот образом трансформировалась конструкция “профессионалом может быть взрослый человек”. То есть, мужчина. А ребенок (то бишь, женщина) - профи — ну тааакой редкий случай!

Думаете, я передергиваю? Ничуть. Вспомните, какими эпитетами и отношением награждает наше общество женщин, которые не боятся быть ВЗРОСЛЫМИ: сильная и независимая (с сарказмом, а не одобрением), мужик в юбке, баба с яйцами и так далее. А что это такое? Правильно, осуждение. Социум осуждает Взрослых (психологически) женщин. Это во-первых. Во-вторых, женщина, способная самостоятельно решить проблему любой сложности, умеющая делать что-то "руками" (кроме шитья, уборки и готовки) в глазах социума превращается... в мужчину.

А теперь давайте быстренько пробежимся по социально одобряемым признакам “женственности”. Что там у нас? Эмоциональность, да? Мягкость, слабость, уступчивость — есть? Капризность и непоследовательность (читай, безответственность) — пусть неявно, но, согласитесь, это поощряется в женщинах. Эдакая “недалекость”, поверхностность мышления — иначе говоря, отсутствие способностей к логическому и аналитическому мышлению. Поощряется, давайте будем честными. Ну и сексуальность. И все это у нас чей функционал? Верно, Внутреннего ребенка.

-2

Идем дальше. Одобряется: заботливость, жалостливость, стремление опекать-нянчить-воспитывать. Контролировать. Это родительская составляющая, так?

Какая вырисовывается картина? С учетом того, что качества одной части личности (взрослого) в женщине осуждаются, а качества двух других — одобряются и поощряются, в итоге-то и выходит, что наше общество настойчиво дозволяет женщине развивать свои детскую и родительскую части, и негласно, но еще более настойчиво запрещает развивать взрослую. Вот потому я и говорю об искусственной инфантилизации женщин у нас.

Я не оцениваю этот факт, в смысле, "плохой" он или "хороший" в целом, для всех. Тут индивидуально, каждый сам решает, хорошо это для него или плохо, взрослеть или нет. И я не говорю, что наличие детских и родительских качеств у женщины — плохо. Вовсе нет. Скорее, я грущу, наблюдая эту тенденцию. Просто потому, что часто и глубоко наблюдаю, как нелегко живется людям (и сейчас уже речь не только о дамах), которые хотели бы повзрослеть, да им не дали. Я знаю, какие ограничения накладывает инфантильность, скольких возможностей она лишает, как обедняет жизнь человека. И как женщины оказываются беспомощными перед в общем-то ерундовыми житейскими ситуациями — просто потому, что знания и умения, на которые они могли бы опереться и решить проблему, самостоятельность и решительность не входят в набор “настоящей женщины”.

И еще я знаю, как непросто бывает тем женщинам, что все же ПОВЗРОСЛЕЛИ психологически, выдерживать давление социума (в конце концов, не у всех есть возможность получить поддержку в лице специалиста). И это грустно, правда.

Впрочем, у меня есть и надежда (для того и пишу), что эта статья станет для кого-то опорой, поможет обрести ресурс для того, чтобы поспорить с негласным социальным запретом на взрослость — внутри себя, и начать прокачивать свою взрослую часть. И еще у меня есть надежда, что, возможно, спустя какое-то время, этот стереотип сотрется, утратит свою актуальность.
И не будет у нас разделения на “настоящих мужчин” и “ненастоящих женщин”, а будут просто — взрослые мужчины и женщины. Как того и требуют естественные законы развития.

P.S. Конечно же, в этой статье, как и во всех остальных, я излагаю исключительно свое мнение, основанное на моих же собственных наблюдениях, анализе и выводах. И вы имеете полное право с ним категорически не соглашаться.

P. P.S. Копирование материалов на сторонние сайты запрещено, а вот за репосты в социальные сети с указанием ссылки буду весьма признательна))).

!!! Уважаемые читатели, я вынуждена закрывать комментарии, поскольку (как выяснилось), автор отвечает не только за качество статей и их соответствие правилам Яндекс.Дзен, но и за соответствие этим правилам комментариев. Заниматься проверкой последних у меня нет ни времени, ни желания. Поэтому если у вас появляются вопросы - добро пожаловать на мой сайт.