Гражданский вариант Ил-112 начали разрабатывать ещё в 90-х годах, но развал Советского Союза и начавшийся крах экономики сделали своё дело – о проекте надолго забыли, лишь в 2004 году он был предложен военному ведомству и даже включен в программу закупок вооружений. Но судьба разработки сделала очередной поворот и военные отказались от него, закупив семь машин Ан-140 в результате финансирование было приостановлено и КБ Илюшина предложили изыскивать средства самостоятельно.
Только в 2012 году удалось представить проект министру обороны С. Шойгу и начать строительство опытного лётного образца лишь осенью 2015 года после подписания контракта с Минобороны и КБ Ильюшина. Был запущен длительный цикл изготовления отдельных узлов и деталей Ил-112В. Вылет новой машины запланировали на 2017 год и чиновники вместе с прессой заверили, что если не летом, то осенью машина обязательно вылетит.
Но ещё в 2016 году заговорили о каком-то «нагоночном» графике, которого в принципе не должно было быть, поскольку сроки определяются условиями госконтракта, где о никаком «нагоночном» графике нет ни одного слова. Таким образом, чиновники дали понять, что сроки первого полёта отодвигаются.
А произошло вот что, на ВАСО поступила документация из конструкторского бюро в цифровом виде лишь на гондолы моторов, крыло и хвостовое оперение, а на конструкцию всего фюзеляжа в бумажном исполнении. Такое положение дел и отодвинуло сроки строительства первого лётного образца.
Ещё более серьёзную проблему создала новая конструкция крыла, предложенная разработчиками КБ Ильюшина. Эти элементы крыла, из которых оно изготавливается, имеют цельную конструктивную схему, вместо ранее использовавшейся схемы отдельных консолей. Такая конструкция соединяется с фюзеляжем специальными креплениями с помощью силовых элементов. Это позволило значительно облегчить машину.
Но, на воронежском заводе это конструктивное решение заставило инженеров заявить, что длинномерные профили длиною в 20 метров весьма сложно изготавливать и попросили разработчиков изменить конструкцию для упрощения технологического процесса, на что в КБ ответили отказом.
Неизвестно была изменена конструкция или нет, но только машина до марта так и не вышла из цеха окончательной сборки. Спустя месяц, состоялось выездное совещание на предприятии, с участием Д. Рагозина и Ю. Слюсаря, на котором составили догоночный график, поскольку состояние сборки самолёта ясно указывало, что в этом году он обречён стоять в цеху.
В 2018 году электросистему прогнали под напряжением и испытали все остальные системы, отладили гидравлику и настроили программное обеспечение и обещали выкатить машину уже в этом году. Однако, источники в Минобороне сообщают, что военные могут прекратить финансирование проекта, поскольку при разработке был допущен ряд технических ошибок. Например, одна из них – перегруз опытной машины, допуск превысил три тонны и составил 40%, вместо ожидаемых 10%.
Такие ошибки придётся устранять, но это требует денежных средств и дополнительного времени.
Вот такая ситуация сложилась вокруг проекта лёгкого транспортного самолёта Ил-112В.