Найти тему

Морфология действующего лица

Оглавление

Часто бывают ситуации, когда человек хочет популярности и влияния, но продвигать ему оказывается нечего. Давайте разберём, какие компоненты должны быть у вашего действующего лица, чтобы вы были устойчивы и эффективны.

"Экономика влияния" — мой авторский метод. Любое воспроизведение без моего предварительного согласия запрещено.

Мы уже знаем, что все живые организмы, все люди и все организации существуют в контексте. Поэтому вы не можете провозгласить себя экспертом или изменить действительность силой мысли: сначала придётся много работать над собственной ценностью для референтной группы и попутно (!) растить свою фигуру в информационном поле.

Если растить не из чего или фигура не сформирована полноценно, вы будете надеяться на чудо, часто проседать, терять мотивацию и страдать синдромом самозванца. Зачем вам такие страдания?

Итак, резюмируем:

чтобы заниматься продвижением, у вас должно быть что-то, что можно продвигать.

И желательно, чтобы это что-то было устойчивым, способным к быстрому восстановление в случае кризиса, а ещё — живым и постоянно развивающимся. Одним словом, должна быть заслуженная гордость за то, что вы продвигаете и кем являетесь.

Представьте поезд, который должен тянуть вагоны. Если у одного из вагонов то и дело отваливается колесо, нет сцепления с рельсами, далеко вы уедете. Придётся остановиться в ближайшем дэпо, всё починить и только потом уже двигаться вперёд. В экономике влияния всё устроено очень похожим образом — даже качество прокладки рельсов, по которым придётся идти вашему составу, имеет значение. Но о рельсах позже.

Система компонентов

Я уже писала, что к фигурам в репутационном поле нужно относиться как к развитым живым организмам: они рождаются, растут, конкурируют, слабеют и погибают. Чтобы иметь больше шансов на успех, нужно сделать себя полноценным и сильным.

Животное без одной ноги не убежит от хищника. Потерявшее способность к навигации — быстро погибнет, потому что не сможет добывать еду и защищать территорию. Слабое — уйдёт в тень и сосредоточится на примитивном выживании, потому что конкурировать не сможет.

Поэтому на этапе формирования действующего лица нам очень важно сделать всё с толком — только тогда будут шансы на успех.

Теперь давайте по компонентам. Чтобы успешно конкурировать, действующее лицо включать в себя следующее:

1) стержень,
2) внешнее проявление,
3) социальную роль,
4) функцию,
5) оформление.

-2

Зелёные кружочки разного размера — это другие действующие лица в информационном поле. Смотрите, что происходит: влияние не бывает безусловным и одинаковым для всех. По сравнению с кем-то вы более популярные и влиятельны, по сравнению с кем-то меньше.

Стержень

Шанс на бессмертие

Чёрный круг в центре — стержень действующего лица, его скелет. Это набор ваших базовых и обязательных принципов, навыков, умений, табу.

-3

У человека скелет формируется постепенно, никто не рождается сразу в своей взрослой версии. Вы растёте постепенно, становитесь более устойчивыми, крепкими и сильными. Со стержнем действующего лица то же самое: в начале пути вы неустойчивы и, как инвалид или грудной ребёнок, зависимы от того, кто к вам благосклонен. Становясь более сильным, распрямляя плечи — вы сами можете обеспечивать свои потребности, идти куда вздумается, быть опорой для кого-то.

Однако, если с возрастом, скелет человека изнашивается, у действующего лица такой фатальности нет. С годами и опытом вы можете становиться сильнее и влиятельнее.

И даже прекращение физического существования человека не означает смерть действующего лица.

Посмотрите на людей, изменивших мир: они продолжают влиять на отрасли, в которых достигли космических высот при жизни. В некотором смысле каждый получает надежду на определённое бессмертие: даже после вашего последнего вздоха ваше дело и наследие могут продолжать жить.

Внешнее проявление

Эффект неожиданности, разрыв шаблона и контрасты

Итак, у вас есть стержень. Вы хороши в своём деле, постоянно растёте в нём, понимаете, чего никогда делать не будете, а что станете выполнять очень хорошо. Это может не совпадать или частично совпадать с общечеловеческой моралью, но именно это является вашим фундаментом.

Теперь встаёт вопрос о том, как "транслировать" себя в массы. Самое время задуматься о внешнем проявлении.

-4

Внешнее проявление — то, чего от вас стоит ожидать и то, чего от вас можно ожидать. Этот компонент формируется только делами и реальными достижениями. То, что вы говорите о себе (самопрезентация) влияет на уровень ожиданий. Поэтому так важно не обещать лишнего и делать больше, чем гарантировал (превосходить ожидания).

Смотрите пример. Срывая сроки или опаздывая, вы подрываете свой авторитет. И усугубляете ситуацию, если в самопрезентациях даёте гарантию вовремя выполненной работы. Дельта "ожидание — реальность" целевой группы будет всё большей, и постепенно вы создадите образ человека, которому доверять нельзя. Поэтому:

не тянете что-то — не обещайте этого. Окрепнете, встанете на ноги и тогда уже включите в самопрезентацию (если в этом ещё останется необходимость).

Теперь обратите внимание, как изображён компонент: два треугольника напротив друг друга. Это ограничения того, что вы можете себе позволить делать. Также это набор ваших допустимых и/или обязательных реакций, которые транслируются за границами круга друзей и близких.

Внешнее проявление — ваш рычаг для управления резонансом собственной персоны в информационном поле.

Один из треугольников — то, чего от вас ждут. Если вы всегда укладываетесь в рамки ожиданий, вы надёжны, но скучны. Поэтому не стоит бояться здоровой доли негатива в вашу сторону: она показывает вас живым, настоящим, интересным. В конфликтах вы нарабатываете не только противников, но и союзников. Чем правильнее ваше поведение, тем больше союзников получаете.

Второй треугольник — то, чего от вас совершенно не ждут. Здесь очень тонкая грань, будьте аккуратны.

Если вы никогда не укладываетесь в заданные себе самому рамки — скоро станет понятно, что вести совместные дела с вами небезопасно. Вас качает, вы ненадёжны и опасны своей непредсказуемостью.

Но, если в определённый момент вы неожиданно для аудитории проявили силу или показали какое-то своё секретное сказочное умение — уважение (и часто симпатия) к вам начинает расти.

На рост уважения в этом случае будут влиять следующие условия:

  • своевременность — насколько актуальным для ситуации является ваш поступок;
  • полезность — как много пользы аудитории принёс ваш козырь в рукаве;
  • неожиданность — как в песне "никто не знал, а я Бэтмен".

Теперь обратите внимание на стрелки в каждом треугольнике, от вершины к основанию. Это степень контраста. Вы можете выбирать любую по своим силам. Однако важно понимать: чем ближе к основанию каждого треугольника, тем выше резонанс (и, соответственно, уровень агрессивности среды).

Социальная роль

Внешние проявления должны быть ограничены социальной ролью, которую вы играете. Понять эту взаимосвязь проще на примерах: от принцессы ждут уважения к традициям и деликатности, от руководителя — надёжности и способности быстро принимать решения, от содержанки — сексапильности и ухоженности, от духовного лидера — мудрости и отсутствия суеты.

-5

Важные моменты:

- Одно и то же действующее лицо может в разных ситуациях находиться в разных социальных ролях.

- Социальная роль задаёт контекст внешним проявлениям.
Простой пример: давая интервью о своих достижениях в качестве авторитетного руководителя крупного предприятия, многие женщины переносят акцент в материале на своё материнство или счастье в личной жизни. Чем больше шатаний, тем дальше от цели публикации.

Если мы профессиональное интервью иллюстрируем фотографиями героини, где она одета во что-то чересчур сексапильное или женственное, получаем обратную реакцию от "насосала" до "лучше бы сидела дома борщи варила".

- Стержень задаёт ограничения социальной роли.
Другими словами, вы участвуете только в том, что считаете допустимым и достойным. И, если оказались в ситуации не по своей воле (а такое время от времени случается со всеми), делаете всё возможное, чтобы скорее выйти из неё.

Функция

В 1928 году филолог-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп опубликовал книгу "Морфология волшебной сказки". В этой работе учёный вводит понятие функции действующих лиц. То есть действий персонажа с точки зрения его отношения к происходящему. Другими словами, зачем герой отправляется в путь, спасает королевну, покидает отчий дом etc.

Аудитории должно быть понятно, почему и зачем вы делаете то, что делаете. Поэтому, когда уже есть база из стержня, внешнего выражения и социальной роли, нужно задуматься о своей функции.

-6

Функции в "Экономике влияния" делятся на:
- сюжетно-смысловые,
- практические.

К сюжетно-смысловым можно отнести вашу миссию, видение проблематики, триггерное событие в биографии, — то, что заставило вас действовать. Это архетипичный набор, и в своей работе Пропп насчитал всего 31 функцию, расположив их попарно (преследование — спасение, запрет — нарушение etc).

Практические функции — то, что можно от вас получить. Почему сотрудничать с вами выгодно? Какую проблему вы можете решить? Чем выгоднее иметь с вами хорошие отношения, тем быстрее будет расти ваше влияние.

Оформление

Это самый понятный, но и самый проблемный, "белопальтовый" критерий. Не хотят многие признавать, что встречают человека по одёжке и что крайне сложно изменить первое впечатление о себе.

-7

К оформлению я отношу не только одежду, но и осанку, голос, манеру говорить, ваш контекст и повседневность (если вы их показываете аудитории). Всё это объединяет четыре предыдущих компонента и показывает действующее лицо в самом выигрышном свете.

Если вы одеты, как бродяга, посторонние будут относиться к вам, как бродяге.

И нет в этом несправедливости — одна биология. Поэтому выхода у вас, в общем-то, два: положить жизнь, борясь со стереотипами (и проиграть, потому что вы лишь малая часть человечества и крупинка в контексте истории), или же — использовать в своих целях.

Другая крайность — делать ставку на одно лишь оформление. В рунете много шуток о том, как стартаперы берут в кредит мак, покупают классную одежду, оставшиеся деньги вливают в красивый сайт и офис в центе города, а потом скрываются от кредиторов в старбакс.

Отличный внешний вид действительно привлечёт внимание к вам и даже позволит какое-то время блистать, но, когда пробьёт полночь, карета превратится в тыкву, и вы останетесь один на один со своим синдромом самозванца.

* * *

Ключевым ориентиром всё же должен оставаться популярный девиз "Быть, а не казаться". Только работая над собой и постепенно становясь сильнее, можно рассчитывать на место в истории и уважение окружающих. Мыльные пузыри лопаются неожиданно. И лучшей страховкой от подобного крушения будет изначальный отказ подставляться.

Что непонятно в системе? Задавайте вопросы — будем разбираться.

Автор: Анна Мирочник,
очень хороший пиарщик