А вы знали, что большую часть времени пассажирские поезда просто стоят? При той бешеной нехватке хороших современных вагонов, они просто стоят и никуда не едут.
Один из основных показателей, по которым авиакомпании оценивают свою эффективность – это налет самолетов, то есть, сколько часов в день-неделю-месяц самолет летает, а не тупо стоит в аэропорту.
Железнодорожники, если возьмутся оценивать свою эффективность по этому же показателю, должны будут застрелиться.
На днях ехал на поезде из небольшого псковского городка в Москву. Разговорился с проводниками об их жизни. Вот поезд приходит в Москву утром в субботу, в семь утра. Потом его загоняют в тупик, где он стоит два дня, до вечера воскресенья, и только тогда едет назад, домой. Проводники при этом живут в поезде, в этой железной коробке, которая нагревается на солнцепеке.
Таких стоянок, длящихся больше суток, очень много. Особенно по субботам. Особенно в поездах, которые ходят в Москву-Петербург. Поезда стоят, проводники страдают от жары и безделья, пассажиры – от дефицита билетов.
Почему такая ситуация возможна на железной дороге и невозможна в авиации?
Железнодорожники как рассуждают?! Приехал в Москву поезд, например, из тех же Великих Лук утром в субботу. Значит назад он должен поехать непременно в Великие Луки. В субботу вечером туда ехать нет смысла, так как, скорее всего, нет пассажиропотока. Поэтому пусть поезд стоит два дня в тупике.
Как рассуждают авиаторы. Прилетел самолет в Москву из Петербурга, старый экипаж положили отдыхать в гостиницу, новый заступил на вахту и сразу улетел в Сочи. Самолет не может стоять, он слишком дорого стоит.
А если пофантазировать? Оставим в покое великолукский поезд, хотя он для примера тоже подошел бы. Возьмем что-нибудь более показательное. Вот, например, двухэтажку «Смена» Москва – Петербург. Она по субботам тоже отдыхает. Приехала утром в субботу в Москву и до вечера воскресенья стоит. А что, нет маршрутов, куда она могла бы съездить за эти 30-35 часов? И не было бы желающих уехать куда-то из Москвы утром в субботу? Есть и маршруты, и желающие!
Просто такова система, так повелось, что РЖД некуда спешить, что по одному маршруту может ходить только конкретный состав. А если ехать не надо – то постоит, ничего страшного, тупиков и депо много.
Чтобы изменить систему надо сделать очень многое. Новые расписания, новый принцип формирования поездов, новый подход к труду проводников, формирование новых привычек пассажиров. РЖД проще оставить как есть.