Найти тему
Первым делом самолёты

Плюсы и минусы нового "Беркутёнка"

Внимание к себе этот самолёт привлёк сразу, как только вырулил на взлётную полосу аэродрома Жуковский, где проходил аэрокосмический салон МАКС-2017. Ярко-красная машина с необычным крылом обратной стреловидности легко оторвалась от бетонки и с завидной скороподъёмностью набрала заданную высоту. Самолёт выписал боевую восьмёрку и глубокий вираж с креном 80 градусов и показал весь минимальный набор упражнений, важный для обучения курсанта, чтобы освоить технику пилотирования реактивной машины.

СР-10 на авиакосмическом салоне МАКС-2017
СР-10 на авиакосмическом салоне МАКС-2017

Впервые на МАКС-2017 зрители увидели реактивный учебно-тренировочный самолёт СР-10, который был создан инициативной группой конструкторского бюро «Современные авиационные технологии». Разработчики уверяют, что самолёт является отличной «учебной партой» для обучения пилотированию на реактивных машинах и предназначен для участия в различных воздушных соревнованиях. Кстати, обозначение её можно расшифровать как «самолёт реактивный минус 10», что явно указывает на обратную стреловидность крыла.

Что представляет собой СР-10 – это самолёт, собранный по традиционной аэродинамической схеме с крылом высокого расположения с обратной стреловидностью в 10 градусов и классическим хвостовым оперением. Силовая установка состоит из двигателя АЛ-25ТЛ, которую в дальнейшем планируют заменить на более современный мотор АЛ-55И.

В скором времени машина будет оснащена стеклянной кабиной, разработанной на приборном заводе города Рязани. Крыло обратной стреловидности даёт ряд преимуществ и основные из них это:

• Повышенная манёвренность машины.

• Самолёт с такой формой крыла менее заметен на экранах локаторов.

• Крыло обратной стреловидности имеет более высокое аэродинамическое качество.

• Машина более устойчива при пилотировании на сверхмалых скоростях.

Но, явным минусом такой стреловидности являются большие нагрузки на конструкцию, превосходящие по своему значению нагрузки у крыла обычной формы и для придания достаточной прочности приходится применять композитные материалы, что повышает стоимость всего самолёта.

Новый УТС СР-10 на лётных испытаниях
Новый УТС СР-10 на лётных испытаниях

Максимальная скорость, которую в процессе испытаний достигла машина составляет 900 км/час, при этом дальность полёта у неё порядка 1500 км, что для учебной машины является нормой. Пилоты, прошедшие первоначальную подготовку на Як-152, без труда освоят пилотирование этого самолёта, при этом он значительно легче устаревшего L-39, быстрее и манёвреннее и превосходит по цене и качеству эту чешскую машину. Кабина СР-10 рассчитана на двух человек – курсанта и инструктора и оборудована современной системой покидания в экстремальных условиях на любой высоте и скорости.

Но, всё же есть некоторые сомнения в необходимости создания нового самолёта. Во-первых – самолёт изготовлен в частной компании в течение семи лет, как говорится, на коленке, основателями этого КБ Максимом Мироновым и Сергеем Юшиным, которые сразу замахнулись на сложный проект машины с необычной стреловидностью.

Во-вторых – так ли уж необходим для наших военных учебных заведений этот самолёт, ведь у ВКС уже имеется прекрасная учебная машина Як-130 с двумя двигателями, что повышает её безопасность для процесса обучения. Многие эксперты считают, что такое видовое разнообразие самолётов не принесёт никакой пользы для обучения пилотов и промежуточное звено не так уж остро востребовано.

В-третьих – советско-российская практика и мировой опыт освоения машин с такой формой стреловидности подсказывают, что дальнейшая разработка Су-27КМ и Су-47 закончились ничем, да и американцы давно поняли бесперспективность этих работ.

Но, сами разработчики этой машины надеяются, что СР-10 будет востребован как переходной вариант между самолётом первоначального обучения Як-152 и довольно сложным и большим двухдвигательным Як-130, при обучении на который у многих курсантов могут возникнуть сложности. Не будем заглядывать вперёд, но, видимо, всё решит мнение Министерства обороны, тем более что эта работа сразу получила статус решения военного ведомства о разработке, серийного выпуска и поставок этого самолёта.