Найти тему
Андрей Шевченко

Задержки речевого развития у ребенка — основные причины

Основные причины трудностей в речевом развитии можно условно разделить на 4 группы (М.Е. Хватцев):

Органические:

  • генетические нарушения;
  • особенности внутриутробного развития, болезни матери во время беременности;
  • особенности родов.

Функциональные:

  • функциональная незрелость нервной системы;
  • особенности соматического здоровья ребенка;
  • заболевания ребенка в раннем возрасте.

Психо-неврологические:

  • особенности работы сенсорных систем;
  • особенности работы психических функций;
  • неравномерность созревания звеньев речевой функциональной системы

Социально — психологические:

  • особенности семейной ситуации развития;
  • стрессовые ситуации, психологические травмы;
  • отсутствие родителей.

В большинстве случаев трудности развития речи в группах это следствие тех или иных негативных событий в жизни ребенка. Не смотря на значительные различия, всех их объединяет одно свойство – они все уже в прошлом. Эти события уже случились, и при всем желании отменить их или как-то повлиять на них уже не получится.

К сожалению, медицина не всегда в состоянии  диагностировать такие события в момент их наступления и предотвращать столь пагубные последствия. Поэтому, когда события наступили, родители становятся перед фактом – у ребенка нарушения речевого развития.

Коррекция ЛЮБЫХ, подчеркиваю ЛЮБЫХ трудностей развития речи у детей проводится в двух направлениях:

Медицинское

  • Обследование
  • Диагноз
  • План лечения (препараты, медикаменты, процедуры)
  • Контроль динамики

Психолого — педагогическое

  • Обследование
  • План работы с ребенком
  • Ежедневные занятия
  • Контроль динамики

Очень часто на практике  эти два процесса не пересекаются, и каждый живет своей жизнью. Если для медицинской сферы важен диагноз и не очень важна скорость, ибо обследования и уточнения диагноза могут занимать годы. То для психолого- педагогической сферы все наоборот. Чем раньше приступите, тем больше и быстрее наступит эффект от занятий.

Для родителей такое положение дел открывает дополнительные возможности. Они могут начать помогать своему ребенку сразу же, здесь и сейчас. Все необходимое для этого есть изначально – это ребенок, с его сильными и слабыми сторонами. Его родители, которые хорошо знают, что он может делать и чего не может. И специалист дефектолог.

Приступать к занятиям можно практически сразу, не дожидаясь диагноза. Тут диагноз не нужен и вот почему – для подготовки плана работы с ребенком достаточно понять, в чем основная трудность при его попытках общения. Вот на какие параметры стоит обратить внимание:

Контакт:

  • с ребенком сложно установить контакт, он постоянно «ускользает» или раздражается от попыток совместного общения;
  • с ребенком сложно удержаться в совместной игре и занятиях;
  • сложности с взаимопониманием и совместным познанием ново

Пониманием речи

  • трудности с выполнением просьб;
  • трудности с фонематическим анализом;
  • трудности с лексико-грамматическим строем речи.

Активная речь

  • затруднения в речевом высказывании (при построении звуков, слогов, слов, предложений);
  • нарушение звукопроизношения;
  • нарушение темпа. плавности и мелодики речи.

Если рассмотреть трудности речевого развития в данном подходе, то уже сейчас можно определить шаги, которые нужно делать вместе с ребенком.Либо определить проблемную область и самим подобрать хорошего специалиста в этой сфере.

То есть переход от медицинского диагноза к диагностике элементов построения речи (контакт, понимание речи, активная речь) позволяет начать действовать незамедлительно.

Если провести аналогию между задержкой психического развития и обычным заболеванием, то работа в психолого — педагогической сфере, это скорее реабилитация после тяжелой травмы, чем лечение этой самой травмы. И как в реабилитации тут два подхода – восстановление утраченной функции «мышцы», либо распределение функции среди других соседних «мышц».

Например, у ребенка диагностировали задержку речевого развития. «Травма» уже случилась, последствия для ребенка очевидны — сложности с пониманием речи. Можно используя его сильные стороны, в игровой форме «тренировать» напрямую навык понимания через работу с картинками любимых мультипликационных героев (восстановление утраченной функции).

А можно используя другие его сильные стороны, так организовать игровой процесс, чтобы он был вынужден учиться понимать речь, чтобы играть. Например, если он любит играть в контактные игры, то играя в них, необходимо использовать речь в игровом процессе. Через игру, ребенок получит положительный стимул осваивать навык понимания речи (распределение утраченной функции среди соседних мышц).

Краткий итог первой части:

  • чтобы заниматься развитием речи с ребенком диагноз не важен;
  • можно заниматься самим дома или ездить к специалисту, или учиться в онлайн-школе;
  • важно понять – чего ребенку не хватает или что ему мешает общаться. Понять самому или проконсультироваться со специалистом;
  • составить план работы, с учетом его сильных и слабых сторон;
  • ежедневно заниматься со своим ребенком;
  • корректировать план работ по его успехам.

Прочитать заметку на эту тему

Ошибка 1. Как не смотреть на мир сквозь розовые очки, если ваш ребенок не говорит

Успехов Вам!

логопед-дефектолог, к.психол.н.

Андрей Шевченко