Основные причины трудностей в речевом развитии можно условно разделить на 4 группы (М.Е. Хватцев):
Органические:
- генетические нарушения;
- особенности внутриутробного развития, болезни матери во время беременности;
- особенности родов.
Функциональные:
- функциональная незрелость нервной системы;
- особенности соматического здоровья ребенка;
- заболевания ребенка в раннем возрасте.
Психо-неврологические:
- особенности работы сенсорных систем;
- особенности работы психических функций;
- неравномерность созревания звеньев речевой функциональной системы
Социально — психологические:
- особенности семейной ситуации развития;
- стрессовые ситуации, психологические травмы;
- отсутствие родителей.
В большинстве случаев трудности развития речи в группах это следствие тех или иных негативных событий в жизни ребенка. Не смотря на значительные различия, всех их объединяет одно свойство – они все уже в прошлом. Эти события уже случились, и при всем желании отменить их или как-то повлиять на них уже не получится.
К сожалению, медицина не всегда в состоянии диагностировать такие события в момент их наступления и предотвращать столь пагубные последствия. Поэтому, когда события наступили, родители становятся перед фактом – у ребенка нарушения речевого развития.
Коррекция ЛЮБЫХ, подчеркиваю ЛЮБЫХ трудностей развития речи у детей проводится в двух направлениях:
Медицинское
- Обследование
- Диагноз
- План лечения (препараты, медикаменты, процедуры)
- Контроль динамики
Психолого — педагогическое
- Обследование
- План работы с ребенком
- Ежедневные занятия
- Контроль динамики
Очень часто на практике эти два процесса не пересекаются, и каждый живет своей жизнью. Если для медицинской сферы важен диагноз и не очень важна скорость, ибо обследования и уточнения диагноза могут занимать годы. То для психолого- педагогической сферы все наоборот. Чем раньше приступите, тем больше и быстрее наступит эффект от занятий.
Для родителей такое положение дел открывает дополнительные возможности. Они могут начать помогать своему ребенку сразу же, здесь и сейчас. Все необходимое для этого есть изначально – это ребенок, с его сильными и слабыми сторонами. Его родители, которые хорошо знают, что он может делать и чего не может. И специалист дефектолог.
Приступать к занятиям можно практически сразу, не дожидаясь диагноза. Тут диагноз не нужен и вот почему – для подготовки плана работы с ребенком достаточно понять, в чем основная трудность при его попытках общения. Вот на какие параметры стоит обратить внимание:
Контакт:
- с ребенком сложно установить контакт, он постоянно «ускользает» или раздражается от попыток совместного общения;
- с ребенком сложно удержаться в совместной игре и занятиях;
- сложности с взаимопониманием и совместным познанием ново
Пониманием речи
- трудности с выполнением просьб;
- трудности с фонематическим анализом;
- трудности с лексико-грамматическим строем речи.
Активная речь
- затруднения в речевом высказывании (при построении звуков, слогов, слов, предложений);
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение темпа. плавности и мелодики речи.
Если рассмотреть трудности речевого развития в данном подходе, то уже сейчас можно определить шаги, которые нужно делать вместе с ребенком.Либо определить проблемную область и самим подобрать хорошего специалиста в этой сфере.
То есть переход от медицинского диагноза к диагностике элементов построения речи (контакт, понимание речи, активная речь) позволяет начать действовать незамедлительно.
Если провести аналогию между задержкой психического развития и обычным заболеванием, то работа в психолого — педагогической сфере, это скорее реабилитация после тяжелой травмы, чем лечение этой самой травмы. И как в реабилитации тут два подхода – восстановление утраченной функции «мышцы», либо распределение функции среди других соседних «мышц».
Например, у ребенка диагностировали задержку речевого развития. «Травма» уже случилась, последствия для ребенка очевидны — сложности с пониманием речи. Можно используя его сильные стороны, в игровой форме «тренировать» напрямую навык понимания через работу с картинками любимых мультипликационных героев (восстановление утраченной функции).
А можно используя другие его сильные стороны, так организовать игровой процесс, чтобы он был вынужден учиться понимать речь, чтобы играть. Например, если он любит играть в контактные игры, то играя в них, необходимо использовать речь в игровом процессе. Через игру, ребенок получит положительный стимул осваивать навык понимания речи (распределение утраченной функции среди соседних мышц).
Краткий итог первой части:
- чтобы заниматься развитием речи с ребенком диагноз не важен;
- можно заниматься самим дома или ездить к специалисту, или учиться в онлайн-школе;
- важно понять – чего ребенку не хватает или что ему мешает общаться. Понять самому или проконсультироваться со специалистом;
- составить план работы, с учетом его сильных и слабых сторон;
- ежедневно заниматься со своим ребенком;
- корректировать план работ по его успехам.
Прочитать заметку на эту тему
Ошибка 1. Как не смотреть на мир сквозь розовые очки, если ваш ребенок не говорит
Успехов Вам!
логопед-дефектолог, к.психол.н.