На привокзальной площади Ростова-на-Дону стоит крошечный паровозик.
С одной стороны от него железнодорожная станция Ростов-Главный, а с другой такой же Главный Автовокзал.
Это узкоколейный паровоз Кч4-101.
Ширина колеи 750 мм.
Он относится к проекту П24 и построен в Чехословакии на заводах Skoda. (зав. № 2139).
Выпущен в 1949 году.
Работал в ТЧ Валмиера (Латвия), затем на Ростовской ДЖД.
В 1982 году паровоз был списан с Детской железной дороги.
Его установили у клуба железнодорожников, далее между 2005 и 2007 он был перенесен на площадь у вокзалов.
Памятник многократно перекрашивался.
Был полностью чёрным, полностью тёмно зелёным, красно-бело-синим и, как сейчас, чёрно-зелёно-красным.
Тендер - утрачен. Из-за этого паровоз выглядит непропорционально коротким, как танк-паровоз (вид паровозов, которые несли запас воды и угля в ёмкостях на "себе", без прицепа-тендера).
Кабина открыта, можно залезть внутрь и всё рассмотреть и потрогать.
Топка котла выглядит открывающейся, но я не проверял.
В верху в будке - пароразборная колонка.
Над топкой установлена паровая турбина электрогенератора.
Она соединёна с пароразборной колонкой с предыдущего снимка.
При помощи большого, толстого, круглого буфера паровоз мог толкать другие паровозы и вагоны, а крюк использовался, когда нужно было делать наоборот - тянуть.
750 миллиметровая колея.
Примерно в два раза меньше привычной.