Дизель-электрические подводная лодка Б-396 проекта 641Б была построена в Горьком и по Волге, Волго-Донскому каналу и Дону доставлена в плавдоке на Черное море, где и была зачислена в состав Северного флота ВМФ СССР в 1980-ом году.
Совершив межфлотский переход с Черного моря на север, Б-396 с 1982-го года несла службу в г.Полярный. До 1988 года неоднократно выходила на боевую службу в Норвежское и Баренцево моря, а также к западному берегу Африки и в Южную Атлантику.
С 1984-го года Б-396 носила почетное название «Новосибирский комсомолец», которое было отобрано у нее в 1992-ом году, когда закончилась советская власть.
С 1988-го года Б-396 проходила модернизацию в Кронштадте. На Северный флот лодка вернулась в 1991-ом году и базировалась уже в Печенге. С 1995-года лодка вновь служила в Полярном. Где и была в 1998-ом году выведена из состава военно-морского флота России. А затем после переоборудования в Северодвинске лодка была доставлена в Москву и с августа 2003-его года находится на набережной Москва-реки в километре от станции метро «Сходненская» напротив Северного речного вокзала.
С 2006-го года лодка Б-396 открыта как музей для посещения.
Из-за того, что значительная часть оборудования на лодке была снята для облегчения доступа внутрь корпуса как можно большего числа посетителей, музей оставляет двоякое впечатление. С одной стороны ничего подобного в России нет и хочется кричать "ура", с другой - постоянно на заднем плане висит вопрос: "А где всё остальное?" Но, возможно, это чисто субьективное мнение, и для тех, кто оказывается внутри прочного корпуса подводной лодки впервые в жизни такое знакомство с матчастью - оптимальный вариант.
1 — главная антенна Гидроакустического комплекса «Рубикон»; 2 — дополнительные антенны «Рубикона»; 3 — труба торпедного аппарата; 4 —носовой горизонтальный руль; 5 — носовой аварийный буй; 6 — баллоны системы Воздуха Высокого Давления; 7 — торпедный отсек; 8 — торпеды на стеллажах; 9 — торпедопогрузочный и носовой люки; 10 — выгородка с приборами ГАК «Рубикон».
Итак. Перввый отсек Б-396.
При попадании в него глазам открывается торпедная палуба. Полный боезапас лодки составлял 24 торпеды, которые можно было запускать через шесть носовых аппаратов. Сегодняшний простор в первом отсеке слабо передает то, как было в нем, когда лодка ходила на боевую службу. Наверняка один из аппаратов при нахождении в море был оставлен пустым на случай аварийного опускания лодки на грунт и обеспечения в этом случае выхода через него наружу подводников. Так что в отсеке, по идее, должно находиться 19 торпед. А сегодня мы видим вне аппаратов на стеллажах только три штуки. Мало кто из посетителей музея задумывается об их отсутствии.
Редко кто из посетителей представляет, каких трудов стоило подводникам через наклонный торпедопогрузочный люк, располагающийся вверху рядом с входным носовым люком, затаскивать торпеды в отсек. Или торпеды выносить наружу, когда требовалось поменять боевые на учебные.
При входе внутрь лодки справа внизу от балкона сложно не заметить манекен в «водолазном» костюме, в котором с помощью размещенного на груди дыхательного аппарата ИДА-59 можно было в случае аварии выйти с подводной лодки, затонувшей на глубине до 100 метров.
Разумеется, в походе маникен здесь не стоял. Разве что кто-то решил бы напугать новичка
Рядом с манекеном находится станция ВПЛ – аппарат красного цвета с окошечками. В нем находится под давлением смесь для тушения локальных пожаров на лодке. Аппарат соединен трубопроводами с катушками находящимися в разных местах отсеков.
Также около манекена стоят «жестяные», с красными звездами на макушке коробки , предназначенные для поглощения углекислого газа в отсеках. Собственно, поглощают не сами ящики, а пластины регенерации, которые необходимо вручную регулярно менять в этих ящиках по мере выработки в них активной химии. Запасы коробок с пластинами регенерации часто были источниками аварийных ситуаций на подводных лодках любого типа.
На крышке люка, предназначавшегося ранее для прохода из первого отсека во второй и обратно, даны объем отсека и давление, которое способна выдержать межотсечная переборка. Крышка снабжена таблицей сигналов, передаваемых перестукиванием в случае аварии из одного отсека в другой. Кроме того, справа от люка находится аварийный фонарь и сигнальные устройства.
И еще немного ворчания. Синяя часть люка должна быть неокрашенной – если через люк постоянно шастают члены экипажа, снизу все окрашенное моментально стирается одеждой до металла.
Первый отсек на Б-396 это один из трех отсеков-убежищ лодки, снабженных оборудованием, с помощью которого можно покинуть прочный корпус в случае аварии. Если лодка лежит на дне и имеются аппараты ИДА-59 с заряженными полностью баллонами, а над головой не больше сотни метров воды, это можно сделать через входной люк или торпедные аппараты. При нахождении на большей глубине покинуть лодку с не раздавленным прочным корпусом можно только через входной люк данного отсека, когда сверху на него опустится спасательный колокол, присасывающийся снаружи к специальной площадке.
Для точного попадания на площадку в легком корпусе в районе первого отсека находится всплывающий аварийный буй, тросом соединенный с люком.
PS. А запах, когда попадаешь внутрь прочного корпуса Б-396!
Это тот самый неистребимый запах краски и механизмов подводной лодки, который нельзя забыть и спутать с чем-нибудь еще 😊.
Продолжение о центральных отсеках Б-396 следует...