Далеко в Закавказье, на самом юге Армении и Азербайджана находятся границы бывшего СССР, дальше на юг уже Иран.
Нагорный Карабах и Закавказье - когда то это были просто точки на карте, где - то на южных рубежах нашей большой страны. Позднее там разгорался первый из многих этнических конфликтов времен распада СССР. С тех пор прошло больше четверти века и конфликт продолжает вяло тлеть периодически разгораясь вспышками ненависти и насилия, а регион по - прежнему малодоступен для простых туристов, хотя посмотреть здесь есть что. Многовековая история населения этих мест, одна наиболее сильных веток шелкового пути из Китая в Европу, древняя библейская река Аракс, самая южная автодорога бывшего СССР, остатки самой южной железной дороги союза и средневековые Худаферинские мосты через Аракс.
Не стоит забывать, что и исторически сложилось так, что еще со времен Российской империи и Русско-Персидских войн, этот регион был стратегически важен для России.
В Советское время, несмотря на то, что вдоль границы шла автодорога республиканского значения Баку - Нахичевань - Ереван здесь были южные рубежи страны и это была настоящая госграница, с жестким режимом посещения. Поезда на ветке Баку - Ереван на этом участке сопровождались пограничными нарядами, ведь местами полотно прилегало вплотную к КСП (контрольно - следовой полосе).
Сейчас для туристов также все не сильно проще. Это спорные территории Нагорного Карабаха с линий фронта между Арменией и Азербайджаном, периодически происходят обострения ситуации, а по старым полуразрушенным дорогам снует армянская военная техника.
Но рассказ не о Нагорном Карабахе, где удалось побывать, а о путешествии во - времени, вдоль Советско-Иранской границы от линии фронта Карабахского конфликта близ азербайджанского Горадиз и до армянского Мегри.
Идея проехать кольцо от Еревана через Агдам и Степанакерт вдоль Древнего Аракса до Мегри и вернуться в Ереван пришла почти сразу, как друзья посоветовали побывать в этом регионе, но с реализацией оказалось все не очень просто. На карте еще просматривались остатки той самой южной трассы, но её доступность была под вопросом...
И вот мы стоим на южных рубежах бывшей огромной империи, а перед нами бурные реки Аракса, проехав от Степанакерта около 120 км на юг, давно миновав последний поселок Гадрут. Уже около 25 лет эти места покинуты, здесь шли самые ожесточенные бои, здесь до сих пор не разминированы минные поля, о чем сообщают устрашающие таблички. В остальной части Карабаха несколько лучше обстоят дела, международная организация HALO разминировала почти все территории.
Но есть и обратная сторона, вот уже больше четверти века, здесь почти нет людей, а природа усиленно забирает обратно то, что её принадлежит.
До линии фронта здесь всего с десяток километров, после Джебраила попадается военная техника с гаубицами и просматриваются военные укрепления.
Показался Аракс и руины первого села в Карабахе после азербайджанского Горадиза - Шукюрбейли. Дальше на восток отсутствуют 20 километров дороги. Все дома разрушены, но частично сохранился асфальт.
Можно выйти, послушать шум ветра и представить как здесь кипела жизнь до начала 1990-х. А сейчас никого, только одинокие столбы с табличками о государственной границе да и то непонятно для кого, ведь случайных людей здесь не бывает. Почти.
И ветер, гоняющий "перекати поле"...
Как и во всем Карабахе, здесь нет никакой мобильной связи. Ну и тем более никаких магазинов, автозаправочных станций и прочих благ цивилизации. Только остатки советского асфальта, статус спорных территорий и обрывки линий электропередач.
Дальше наш путь лежит к Худаферинским мостам. Уникальные и известнейшие средневековые сооружения XII-XIII веков через Аракс. Они являлись как частью Шелкового пути, так и играли важную роль во времена Золотой Орды для переправы людей через Аракс.
Но здесь есть один важный момент учитывая, что мосты расположены на границе, а в этой части Карабаха граница охраняется Армянскими пограничниками есть вероятность, что к мостам подступиться не удастся. Не стоит забывать, что вся прибрежная полоса является приграничной зоной, о чем и сообщают множественные таблички и пограничные вышки.
Здесь надо сделать небольшое отступление в части истории Аракса и судьбы Худаферинских мостов. Рельеф Аракс очень подходит для организации каскадов ГЭС, что в свое время и было реализовано в районе Западного Азербайджана и Нахичевани. Согласно Советско-Иранским соглашениям там был построен гидроузел и Аракское водохранилище. Аналогичный каскад "Худаферин" должен был быть совместно реализован СССР и Ираном в районе мостов в начале 90-х. Но распад СССР и Карабахский конфликт нарушили эти планы, хотя Иран не отказался от планов строительства гидроузла несмотря на статус спорных территорий, в режиме западных санкций ему крайне необходимы были эти мощности ГЭС. Дальше происходило скрытое строительство гидроузла Ираном в одностороннем порядке согласно своему проекту и в конце 2000-х он запустил гидроузел немногим выше Худаферинских мостов. Мосты оказались в одном из рукавов водосброса каскада, благодаря чему не пострадали, но при этом со стороны Карабаха оказались затоплено около 15 км прибрежной полосы между Худаферином и Миндживаном, включая железнодорожное полотно.
И когда уже до мостов оставалось менее 2 км в точке N39.1640°E46.9321° мы были остановлены пограничным нарядом с близлежащей заставы. Оказалось, что без специального пропуска от Министерства обороны Армении добраться до мостов с этой стороны не получится, гораздо проще доехать со стороны Ирана - там нет пограничных застав и таксисты без проблем довезут от пограничного спутника армянского Мегри. На фото ниже видны и пограничные вышки и застава, так что обойти просто так не получится.
Но впереди еще много интересного, тем более, что мы неспешно продвигаемся на запад. На бывшей трассе упираемся в круговое движение, которое было организовано также более 30 лет назад. Ощущение настоящей "машины времени", а вот и первое село Агалы в котором живут несколько семей судя по тому, что гуляет скот.
Разгуливать по окрестностям совсем не безопасно. Но не по причине спорных территорий, а потому что на дороге в большом количестве греются на солнце кавказские гюрзы с характерной пятнистой раскраской - самые опасные и ядовитые представители пресмыкающихся на территории бывшего СССР.
За Агалы жизнь уже кипит по местным меркам, тем более сюда приходит дорога с Лачинского коридора, от него всего 90 км, а село Амирян уже отстроено более капитально, чем Агалы.
Ну и конечно, Минджаван. Это некогда крупная станция и большой станционный поселок. У него даже была объездная дорога.
А сейчас богом забытое село с одним магазином и повсеместными символами ушедшей эпохи. Станция давно разобрана, как впрочем и железнодорожные пути.
При выезде из села мы были остановлены сотрудниками полиции, которые поинтересовались наличием разрешения для нахождения в южной части Карабаха. После длительного общения пришлось ехать на пост в Лачинский коридор и получать разрешение, ибо без него нас дальше не пустили. Бонусом мы получили расширенную экскурсию по Миндживану на второй день, как и ночевку в аутентичных заброшенных апартаментах.
Редкая молодежь на улицах маялась от безделья и употребляла пиво из единственного магазина. Трудно понять, что заставляет людей существовать в таких местах, когда есть более комфортабельные условия для жизни. По общей безысходности понятно, что нет ни средств ни возможностей для восстановления инфраструктуры населенных пунктов, как впрочем и желающих сюда возвращаться, не считая единиц. В ночи, полная темнота на северном берегу Аракса выглядит зловещим сюром против светящегося иранского берега. Злая шутка современного мира...
А тем временем, мы все ближе к границе с Арменией к тому самому коридору, через который во время конфликта и происходило подкрепление и снабжение Карабаха со стороны Армении, пока был блокирован Лачинский коридор.
В тщательных попытках разглядеть железнодорожное полотно изредка угадываются насыпи и мосты. Мелькают только столбы колючей проволки и КСП.
По мере приближения к горному хребту начинают появляться галереи на бывшей насыпи железной дороги, а дорога уходит в облака.
Неожиданно появляются очаги цивилизации и перед нами открывается рудник. В этом районе разрабатывают золотые месторождения и судя по всему принадлежат они российским компаниям
На перевале попадаются ДОТ (долговременные огневые точки) из бетона, около них россыпи ржавых гильз, каски и прочие атрибуты прошедшей войны.
Сам перевал порядочно размыт, видно что его изредка расчищают бульдозером, хотя не совсем понятно, кто использует эту дорогу - официально по ней не въехать ни выехать из Карабаха нельзя. Граница между Карабахом и Арменией проходит по перевалу.
На армянской стороне жизнь почти сразу оживает, пограничные заставы совместного патрулирования с российскими пограничниками. И горы, ландшафт меняется, становится более живописным и красочным. Железнодорожное полотно после перевала пролегало через множество галерей, теперь же насыпью пользуются пограничники.
Вот такое получилось занимательное и необычное путешествие вдоль Аракса из Карабаха до армянского Мегри.
Про оставшийся участок пути от перевала до Мегри я уже писал немного раньше в этом посте