Социальный кодекс помог серьезно изменить эффективность социальной политики в Волгоградской области. Благодаря работе представителей власти, политических объединений и общественности в системе соцподдержки области были усилены критерии адресности и созданы правовые основы для того, чтобы помощь оказывалась тем, кто в ней нуждается. Об основных положениях уникального документа рассказала председатель Комитета социальной защиты населения Волгоградской области Лилия Заботина.
— Два года назад разработка Социального кодекса стала не просто принятием свода законов (кодекс объединил 172 нормативных правовых документа, которые регламентировали на тот момент предоставление различных мер соцподдержки), а в корне изменила саму систему социальной поддержки населения в регионе, обозначив принципиально новые подходы к назначению социальных выплат и мер поддержки исходя из адресности и нуждаемости граждан. В зоне особого внимания региональной власти остаются незащищенные слои населения, многодетные семьи — для них меры социальной поддержки сохранены в полном объеме. Более того, для многодетных семей, где третий или последующий ребенок родился после 1 января 2016 года, в полтора раза увеличен размер родительского капитала. Дополнительную поддержку также получили отцы-одиночки, молодые студенческие семьи и родители, воспитывающие детей-инвали- дов. Усилены меры социальной поддержки малоимущих граждан.Самое главное, на что хочу обратить внимание, — это изменение условий предоставления ряда мер социальной поддержки путем введения критериев нуждаемости. Мы выработали ряд критериев нуждаемости и механизмы взаимодействия по определению нуждаемости того или иного гражданина. Социальный кодекс установил единые принципы предоставления соцпомощи. Для определения права граждан на социальную помощь были установлены критерии не только низкого дохода граждан, но и наличия определенного движимого и недвижимого имущества, которое позволяет семье самостоятельно решать свои проблемы либо свидетельствует о скрытых источниках возможного дохода. Введение критериев нуждаемости показало, что 75% ранее обращавшихся имеют ресурсы и возможности самостоятельно решать свои финансовые вопросы. Применение критериев нуждаемости и реальная возможность осуществления дополнительной проверки центрами социальной защиты населения указанных в заявлении граждан сведений повысили их ответственность за достоверность предоставляемых сведений о доходах и имуществе. Так, в два раза снизилось число граждан из числа обратившихся за государственной социальной помощью, предоставивших недостоверную информацию о своих доходах и имуществе. С целью оказания содействия в трудоустройстве граждан трудоспособного возраста, которым было отказано в предоставлении государственной социальной помощи по причине неосуществления трудовой деятельности, с ноября 2016 года организовано взаимодействие с центрами занятости населения по поиску работы для этих граждан.