Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Служебный роман с собакой на сене

Хотелось бы ненавязчиво вспомнить два очень похожих по своей сути фильма - «Служебный роман» (1978) и «Собака на сене» (1977). Оба киносюжета созданы по пьесам, оба ставились в театрах, оба считались достаточно известными на момент создания своих двухсерийных вариантов.

И при всей внешней (то есть антуражной) несхожести, эти два фильма об одном и том же - о якобы возможном гармоничном союзе властной женщины и подчинённого ей мужчины. Заметим, и Новосельцев, и Теодоро - не просто соседские дяденьки, они связаны со своими будущими невестами системой трудовых отношений.

Кадры из фильмов «Собака на сене» (1977) и «Служебный роман» (1978). Скриншоты.
Кадры из фильмов «Собака на сене» (1977) и «Служебный роман» (1978). Скриншоты.

И Диана (имя мифическое), и Людмила (имя сказочное) изначально смотрят на своих подчинённых, как на пустое место, хотя, графиня де Бельфлёр и отмечает, что Теодоро умён, грамотен и галантен. Но оба они одинаково несмелы, да что там - забиты и, как видим, довольно-таки очкасты. В начале повествования мы не можем себе нарисовать картину любовных отношений Слуги и Госпожи.

Любовь начинает развиваться, как результат... проступков, когда наши мальчики делают нечто из ряда вон выходящее. Так, Новосельцев устраивает полупьяный концерт и высказывает всё, что думает о незыблемой Прокофии Людмиловне (к этой случайной игре слов мы ещё вернёмся).

Теодоро уличён в ночных похождениях, причём, изначально-то красавица Диана полагает, что некто пришёл полюбоваться на неё лично. Оказалось, что на другую - гораздо менее прекрасную. Обе дамы пошатнулись на своих пьедесталах - одна засомневалась в своей руководящей силе, другая - в своей способности влюблять в себя всех окружающих мужчин. Одна как бы воскликнула: «Что?! Меня?!», другая: «Что?! Не меня?!»

Кадры из фильмов «Собака на сене» (1977) и «Служебный роман» (1978). Скриншоты.
Кадры из фильмов «Собака на сене» (1977) и «Служебный роман» (1978). Скриншоты.

Таким образом, первоначальный интерес возник из оскорблённой гордыни. Обе женщины - отнюдь не юные (возраст Дианы не прописан, однако, Маргарита Терехова играет не 18-летнюю деточку, а зрелую даму, которая вполне самодостаточна). Обе они, можно сказать, неплохо живут и без мужчин. Одной вполне хватает платонических завываний местных кавалеров, а вторая - вся в работе.

Сказать, что Калугина лезет на стену без мужика нельзя - она слишком занята делом, чтобы страдать. Она не любит именно выходные и праздники, но их всё равно не так много, чтобы по этому поводу убиваться 24 часа в сутки. Обе выглядят холодно и достаточно жёстко. Обе закрыты для любви, или делают вид, что закрыты.

Их кавалеры не зелёные - Новосельцеву 38 лет, он успел жениться, развестись, оставить мальчика-и-мальчика; секретарю Теодоро (скорее всего) тоже не шешнадцать. В общем, эта любовь с Начальницей у них вполне сознательная. Они ведают, что творят. Оба-два наших героя истово боятся своих леди, но, несмотря на это, они время от времени выдают им по полной программе.

 Кадры из фильмов «Собака на сене» (1977) и «Служебный роман» (1978). Скриншоты.
Кадры из фильмов «Собака на сене» (1977) и «Служебный роман» (1978). Скриншоты.

Новосельцев высказывает сокровенное: «Мымра!», Теодоро демонстративно возвращается к Марселе. Калугина бьёт Новосельцева, Диана бьёт Теодоро. Оба делают вид, что хотят уволиться. Обе делают вид, что не прочь отпустить. Зритель благосклонно взирает. Интересны и вторые роли - Тристан и Верочка. Герой Джигарханяна - отпетый интриган - учит Теодоро житейским мудростям и «правильному» обхождению с бабами.

Героиня Ахеджаковой (тоже местная интриганка) натаскивает Калугину в женских хитростях... Циничны, но небезнадёжны, всё понимают. Оба - типовые прислужники из старинных комедий. Чтение чужих писем, переодевание, сплетни, подтасовка, ...уход от ответственности. Отличие в том, что в комедии Лопе де Вега натаскивают подчинённого, а у Рязанова-Брагинского - начальницу.

И вот тут мы подходим к самому главному - к стиранию граней между полами, которое имело место именно в 1970-е годы. Маргарита Терехова играет такую же начальственную особь 1970-х, как и Алиса Фрейндлих. Она тоже «хозяин...эээ...хозяйка». Она тоже Прокофий Людмилович в своём роде.

Кадры из фильмов «Собака на сене» (1977) и «Служебный роман» (1978). Скриншоты.
Кадры из фильмов «Собака на сене» (1977) и «Служебный роман» (1978). Скриншоты.

И никакие пышные юбки и веера, которыми Терехова владеет по-старинному виртуозно, не могут убрать из рисунка роли современную жёсткость и нежелание ждать милостей от природы. Диана сделала вид, что поверила в эту легенду, связанную с аристократическим происхождением Теодоро. Она захотела - ей подогнали по мерке.

Людмила же и вовсе поначалу упакована в мужской футляр и, сметая на пути все препятствия, «чешет на работу». Весьма красноречива сцена, когда Новосельцев и Калугина как бы меняются местами - она в шутку изображает мужчину, он - женщину. В этих ролях они более естественны. Она - мужчина, поэтому она - выбирает.

Зина Корзина (с)

https://zina-korzina.livejournal.com/457197.html