Найти тему
GoDesigner

15 самых употребляемых типографических терминов

Оглавление

Если вы не дизайнер и не верстальщик, то вам пригодится небольшой ликбез по основным типографическим терминам, которые могут означать совсем не то, что вы думали. 

1. Гарнитура: большая итальянская семья

Гарнитуру часто путают со шрифтом, но это не одно и то же. Дабы понять разницу между ними, непосвященному в тонкости типографики читателю рекомендуем запомнить простую ассоциацию из детства: гарнитур. В смысле «набор мебели», где ключевое слово — «набор». Гарнитура — это набор группы шрифтов; семья шрифтов с общими стилистическими особенностями.

Классификаций гарнитур множество, самая общая — антиква, гротески, рукописные, акцидентные и тд. Существует великое множество гарнитур, обладающих собственным именем, произошедшим от эпохи создания (Таймс), от имени создателя (Гарамон), национальной принадлежности (Голландер) или какой-то технической особенности (Компакт). Фактически, это фамилия семьи. 

2. Шриф: буква с характером

Шрифт — набор символов, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Если говорить проще, то разнообразные вариации с высотой, толщиной, наклоном, размером и расстоянием между буквами на тему одной и той же гарнитуры и есть шрифт. Соответственно, группа шрифтов разных видов и размеров, имеющих одинаковое начертание и стиль — это гарнитура. Если название гарнитуры — это фамилия семьи, то название шрифта — это имя каждого ее отдельного члена.

-2

3. Кегль: размер имеет значение

Кегль — это не какая-то там кегля. Кегль в типографике — это всего лишь размер высоты буквы. От самой высоко выступающей палочки и плечика до самой низко свисающей закорючки и хвостика. 
Кегль — это не какая-то там кегля. Кегль в типографике — это всего лишь размер высоты буквы. От самой высоко выступающей палочки и плечика до самой низко свисающей закорючки и хвостика. 

4. Интерлиньяж: читайте между строк

Красивое французское слово «интерлинья́ж» (от фр. interligne), похожее на конфеты «грильяж», переводится дословно как «написанное между строк» и означает расстояние между двумя строками. Обычно принято устанавливать интерлиньяж на 1/5 часть больше кегля — так, при наборе 10-м кеглем интерлиньяж составляет 12 пунктов. В художественных целях интерлиньяж может быть увеличен или уменьшен, но поскольку от него зависит читаемость текста, то небольшой интерлиньяж применяется нечасто — максимум, в заголовках.

-4

5. Кернинг: профессиональный сводник

Кернинг (англ. kerning) — это интервал между двумя буквами в зависимости от их формы. Например, если в заголовке или логотипе рядом находятся две буквы со сложным характером — с сильно выступающими элементами, образующие слишком большое расстояние между ними, то рационально их немного сблизить, чтобы визуальная плотность была равномерной. Кернинг предусматривает, что в программу верстки заложен автоподбор расстояния между конкретными парами букв, как например AV, TA. Кернинг бывает как положительным (когда знаки раздвигаются), так и отрицательным, если знаки приближаются друг к другу.

-5

6. Трекинг: извини, подвинься.

Трекинг (от англ. tracking) — родной брат кернинга; но если кернинг сводит между собой определенные пары букв, то трекинг отвечает за дистанцию между буквами в целых строках, предложениях и абзацах. Трекинг — это изменение межбуквенных пробелов с определенной целью: сделать текст более разреженным и светлым, или более плотным и темным. Еще трекинг используется при верстке, чтобы увеличить или уменьшить количество строк, дабы избавиться от висячих предлогов, слов и строк. Хорошим тоном является числовое значение трекинга, не превышающее +/- 25.

7. Висячая строка: одинокий отщепенец

Висячая строка — это строка, которая оторвана от своего абзаца и «висит» в одиночестве на предыдущей или последующей странице. Дизайнерам и верстальщикам, стремящимся в прямоугольному совершенству полосы, она режет глаз и оскорбляет чувство прекрасного; кроме того, это ухудшает восприятие печатного текста. Висячай строка — отщепенец в типографском обществе и вышеупомянутый трекинг как раз-таки всячески с этим отщепенством борется.

8. Графема: бит информации

Графема (от греч: γράφω — пишу ) — это единица письменной речи. Проще говоря — буква, если письменность строится на алфавите, или иероглиф/слоговый знак — в неалфавитных системах письма типа японской. Графема — уникальный паззл, из которого построен алфавит. Вы никогда не спутаете графему буквы «А» с графемой буквы «Б» — ну кроме тех случаев, конечно, когда они написаны неразборчивым «почерком врача». 

-8

9. Глиф: знаковая вещь

Если графема — это буква, то глиф — ее написание. 

Еще глиф — это специальный символ, которого может не быть на клавиатуре. Например, разной длины тире или буквы-звуки, которые не предусмотрены на клавиатуре для тех, кто не знает шот-каты или вообще даже те, для которых шот-каты для не предусмотрены.

-9

10. Строчные буквы: дети

Строчные буквы — это обычные маленькие буквы в строке, которыми мы пишем все, кроме собственных имен, имен наших друзей и прочих Имен Собственных. Например, буква «а» — строчная, а «А» — заглавная (прописная). Строчные буквы используются в некоторых европейских алфавитах (греческом, латинском, кириллице и армянском), в некоторых алфавитах (в грузинском, иврите) разделения на прописные и строчные буквы нет вообще.

 11. Прописные буквы: взрослые

Если строчные буквы — это детвора, то прописные буквы — это взрослые, с которых, например, начинаются предложения. Часто такая взрослая буква обладает другой графемой, то есть, как и положено взрослым, выглядит немного по-другому. Очень большая и очень расфуфыренная первая буква в начале текста называется «буквица» (или «инициал»). 

-11

 12. Капитель: подростки

Капитель – это вариант прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций, несколько выше роста строчных. Если строчные буквы — это дети, а прописные — это взрослые, то «капитель» — это подростки: немного уменьшенная в размерах копия «взрослых» прописных букв. Капитель часто используется для заголовков — чтобы разнообразить типографику, если в работе участвует всего одна гарнитура. 

-12

13. Выключка: равнение налево!

Выключка — это ни что иное, как выравнивание текста; способ расположения неполной строки относительно вертикальных границ полосы набора. Выключка бывает влево, вправо, по центру и по формату (то есть по ширине).

-13

14. Леттеринг: модное увлечение

Леттеринг ( от англ: letter — буква)  это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему; проще говоря — созданная шрифтовая композиция. Леттеринг нынче очень в моде: каждый день мы расшариваем огромное количество мотиваторов, выполненных леттерингом. Например, эта:

-14

Автор: Данил П. 

15. Полоса: полезная площадь

Полоса — запечатанная площадь страницы, на которой размещается текст и иллюстрации. Проще простого: страница — это мера счета, нумерации печатных единиц, а полоса — мера печатного объема величиной во всю страницу. Полосу заполняют с той или иной плотностью и регулярностью, так что внутри нее могут быть свои пробельные элементы – воздух, составляющий неотъемлемую принадлежность текста. С этой оговоркой полосу можно считать полезной площадью страницы – в отличие от окружающих ее полей. 

-15