Впечатление о ресторане складывается из многочисленных факторов: дизайн, расположение, адекватность хостес, соответствие заявленной концепции и, конечно, уровень кухни. Есть человеческий фактор, который настроен очень тонко, но способен испортить самый лучший проект – это сервис или работа официанта.Без стандартов качества и тренингов здесь никуда, но официант и гость, фигурально выражаясь, находятся в «одной лодке», и от обеих сторон зависит качество обслуживания. Чтобы ваше посещение ресторана всегда было приятным, карма в профите, а имидж воспитанного человека непоколебим, запомните несколько простых правил красивой и эффективной коммуникации:
1. Какой вопрос – такой ответ
2. Милый мой хороший, догадайся сам
Если у вас есть аллергия, лучше сказать о ней во время озвучивания заказа, а не когда на стол ставят блюдо с ненавистной кинзой, запрещённым глютеном и орехами, доводящими до отёка Квинке. Это тот случай, когда лучше говорить, чем молчать и печально оставить половину ингредиентов на тарелке.
Противоположный вариант – «добрые советы повару»: «Салат Цезарь сделайте без соуса Цезарь», «Подогрейте капучино, он холодный», «Отправьте в блендер эту рыбу, а то у меня брекеты». Скорее всего воспитанный работник ресторана ничего не скажет, но вот вы будете невоспитанным гостем, не знающим правила игры. Если блюдо технологически сделано неправильно или успело остыть, можно сообщить в лёгкой форме официанту, но личные вкусовые пристрастия и бесценное мнение лучше оставить при себе.
3. Когда «спасибо» не бонус
По этикету совершенно недопустимо говорить «спасибо» человеку, который в этот момент собирает грязные тарелки. Так подчёркивается разница статуса и разрыв в социальных ролях, гораздо красивее попросить поблагодарить шеф-повара за вкусные впечатления. Чтобы выразить признательность тому, кто обслуживал нужно похвалить его компетенции: эрудицию, знание меню, хороший совет в выборе etc. Неловкая ситуация может сложиться, когда «спасибо» звучит в момент расчёта, по негласным правилам официант может в этом случае оставить сдачу себе.
4. Не чайный чай
Не давать чаевые, мотивируя, что это и есть работа сотрудника, а экстра деньги – жест доброй воли, яркий пример жлобства. Чаевыми не наказывают или поощряют, их просто дают в том процентном значении, которое соответствует вашему впечатлению.
5. Незнание не освобождает от ответственности
В столовом этикете есть правила обращения с приборами и положения-сигналы. Если официант настойчиво пытается забрать тарелку, значит вы сами того не зная, сообщаете вилкой и ножом, что сыты. Несколько базовых вещей: начинать нужно с самого крайнего прибора, меняя его с каждым блюдом, а нож и вилка, лежащие на половину шестого – знак «я закончил».
6. Беспомощная помощь
7. Тихо, по имени
Эти правила несколько догматичны, соблюдать их или нет выбирает, разумеется, гость. Каждый волен сам решать какое впечатление производить на окружающих. Но ради повышения уровня обслуживания и общего увеличения энтропии было бы крайне полезно.
Виктория Решульская