Папа Римский Франциск изменил учение Католической Церкви, сказав, что смертная казнь "недопустима". Ватикан теперь выступает против смертной казни во всех случаях.
Римско-Католическая церковь объявила 2-го августа, что она выступает против смертной казни, ссылаясь на папу Франциска, который назвал это посягательством на "достоинство человека". (Рейтер)
Рим. Папа Римский Франциск изменил Учение Католической церкви и теперь полностью отвергает смертную казнь. Ватикан объявил в четверг, что будет стремиться к отмене смертной казни во всем мире. Решение об изменении катехизиса было принято в мае, но не было объявлено до четверга.
Редакция нового Катехизиса - сборника католических убеждений - дает пищу для дискуссий во всем мире по наказанию лиц, обвиняемых в наиболее тяжких преступлениях. Это добавляет новую остроту в вопросе о том, что значит быть сторонником жизни, особенно в Соединенных Штатах, где католики, которые поддерживают смертную казнь, сидят в Верховном суде и управляют штатами, допускающими казни.
В то же время, это проверит способность церкви влиять на умы, несмотря на некую потерю морального авторитета, ослабленного десятилетиями скандалов о сексуальном насилии.
Обновленное учение церкви описывает смертную казнь как "недопустимую" и как посягательство на "достоинство человека"."Раньше церковь допускала смертную казнь в очень редких случаях, только как средство "защиты человеческих жизней от несправедливого агрессора".
Франциск в течение многих лет был непримиримым критиком смертной казни, называя ее "бесчеловечной мерой". Аргентинский понтифик показал позицию церкви в отношении смертной казни, как направление того, как может развиваться Ватикан - церковь на протяжении веков допускала казни, но в 1997 году Иоанн Павел II резко сузил стандарты, когда наказание было допустимым.
Последний шаг Франциска ставит этот вопрос на первый план в его собственных усилиях по перестройке и модернизации подхода Римско-католической церкви к социальной справедливости.
"Нет никаких сомнений в том, что папа хочет, чтобы политики обратили на это внимание”, - сказал Джон Геринг, директор католической программы Faith In Public Life, адвокатской группы в Вашингтоне.
Полное политическое значение нового учения мы узнаем скоро, поскольку священники и епископы будут говорить о смертной казни с 1,2 миллиарда католиков планеты. Но отчасти потому, что практика смертной казни уже упразднена в большинстве стран с преобладающим католическим населением — в том числе во всем Европейском Союзе и почти во всей Южной Америке — Соединенные Штаты являются одним из мест, где это изменение Катехизиса может иметь самые непредсказуемые последствия.
Так, техасский губернатор Грег Эббот - католик - председательствует в штате, который осуществляет наибольшее количество казней.
В нескольких штатах недавно прошли новые дискуссии об отмене казней.
Но, в Нью-Гемпшире, одном из самых "католических" штатов, губернатор Крис Сунуну в июне наложил вето на отмену смертной казни при поддержке законодательного органа, заявив, что он не хочет, чтобы самые опасные преступники могут надеяться на “гарантированную снисходительность”.
Джон Карр, директор инициативы по католической социальной мысли и общественной жизни в Джорджтаунском университете, сказал, что изменения в Ватикане моут иметь несколько косвенный эффект. "Я думаю, что это заставит людей пересмотреть свои собственные взгляды и убеждения”, - сказал Карр. "Смертная казнь в Соединенных Штатах, вероятно, не закончится в результате акта Конгресса или решения Верховного Суда. Смертная казнь исчезнет по сути, поскольку прокуроры не будут просить об этом, присяжные не рекомендуют смертную казнь, а население не будет ее поддерживать”...
По данным Pew Research Center, общественная поддержка смертной казни в Соединенных Штатах немного выросла с тех пор, как она достигла четырехлетнего минимума в 2016 году, а 54 процента теперь одобряют наказание для тех, кто был осужден за убийство. Отношение католиков отражает отношение нации, и 53 процента высказались за смертную казнь.
”Мы не в том месте, где церковь будет отказывать в общении тем, кто голосует за смертную казнь", - сказал Роберт Данэм, исполнительный директор информационного центра по смертной казни, центра обмена информацией по этому вопросу. "Но я думаю, что католическим законодателям, выступающим за смертную казнь, становится все труднее и труднее примирять свои религиозные убеждения с их политическими убеждениями”.
Некоторые католики-традиционалисты гневно отреагировали сообщения СМИ, заявив, что Франциск пытается переписать учение церкви, чтобы удовлетворить его личные взгляды.
"Я думаю, что многие люди, выступающие за жизнь, будут чувствовать, что [папа Франциск] подрезал нас”,-сказал Билл Донохью, который называет себя социальным консерватором и является президентом католической лиги в Нью-Йорке. "Зачем нужны изменения? Я не вижу ничего в комментариях, поступающих из Ватикана, что объясняет, почему что-то изменилось. Это только добавит путаницы в умах мирян”.
Другие отмечали, что Католическая церковь уже давно выступает против смертной казни. В Соединенных Штатах епископы часто ходатайствовали о приостановлении казни. В 2001 году папа Иоанн Павел II даже призвал Президента Джорджа Буша-младшего спасти жизнь Тимоти Маквея, чей взрыв в Оклахома-Сити убил 168 человек.
Совсем недавно на преимущественно католических Филиппинах церковь оказалась в центре борьбы за то, чтобы Президент Родриго Дутерте не возобновил смертную казнь.
В прошлом году папа сказал, что смертная казнь "противоречит Евангелие", отметив, что вера подчеркивает превосходство жизни от зачатия до смерти. Выступая перед Конгрессом в 2015 году, Франциск заявил, что он выступает за "глобальную отмену смертной казни", что "общество может извлечь выгоду только из реабилитации тех, кто осужден за преступления”.
В письме, опубликованном в четверг, которое было направлено епископам из Ватиканского офиса доктрины, кардинал Луис Ладария отметил, что позиция церкви в отношении смертной казни вытекает из “нового понимания” современного наказания, которое должно быть направлено на реабилитацию и социальную реинтеграцию тех, кто совершил преступления.
”Учитывая, что современное общество обладает более эффективными системами содержания под стражей, - пишет Ладария, - смертная казнь становится ненужной для защиты жизни невинных людей”.
Ладария сказал, что новое учение церкви направлено на то, чтобы ”дать энергию движению, которое позволит устранить смертную казнь там, где она все еще действует”.
информация газеты вашингтон Пост